Характерные интервалы
  • Register

Характерные интервалы

определение
приложение
онлайн тренажёр
первая пара характерных интервалов
вторая пара характерных интервалов
разрешения характерных интервалов
метод логического поиска
таблица характерных интервалов

 

Определение

Характерные интервалы – это интервалы, образующиеся в ладах гармонического мажора и минора:

характерные интервалы строятся в гармоническом мажоре
характерные интервалы строятся в гармоническом миноре

Они образуются только при участии гармонической ступени.

Характерные интервалы – это увеличенные и уменьшенные интервалы.

К характерным интервалам относятся интервалы, которые образуются только в гармонических ладах (и при этом не встречаются в натуральных). Если не хотите завалиться на экзаменах, не относите тритон к характерным интервалам (он в натуральных ладах уже был). Поэтому:

Характерные интервалы – это уникальные интервалы, образующиеся в ладах гармонического мажора и минора.

Если точно, это: ув.2 <=> ум.7 и ув.5 <=> ум.4


Что в этих ладах приводит к появлению необычных интервалов?:
Гармоническая ступень в сочетании в некоторыми другими ступенями лада дает необычный интервал, это увеличенный или уменьшенный интервал, который и назвали характерным.

В мажоре гармонической будет пониженная VI ступень:

VI гармоническая ступень мажора

В миноре гармонической будет повышенная VII ступень:

VII гармоническая ступень минора

 

Приложение для телефонов (планшетов)

операционная система ANDROID

Характерные интервалы. Android приложение

Файлы:
Характерные интервалы Версия:1.1

Бесплатное приложение для телефонов и планшетов по характерным интервалам в курсе сольфеджио. Дает задания, указывает и исправляет ошибки, ставит оценки.

Демо видео-ролики (как работает на телефоне)

Как искать характерные интервалы  Контрольные задания на построение хар. интервалов

для активации требуется регистрация

Веб-сайт См. демо Дата 15.05.2015 Язык  Русский Система  Android Размер файла 3.33 MB Закачек 3034

 

В чем удобство данного приложения для телефона:

1. это обучающий материал у вас в кармане

2. оно работает и без наличия Интернета

3. дает задания, на выбор можно устроить себе проверку на построение характерных интервалов с разной степенью сложности (до двух, до четырех, и до шести знаков при ключе)

4. приложение показывает правильные варианты построения характерных интервалах во всех тональностях

5. приложение тестирует знания по правильности выполнения предлагаемых им заданий (во всех тональностях, и в мажорах и в минорах) и выставляет оценки

6. приложение без Интернета работает целую неделю, если хотите поменять точку старта работы, - просто активируете его в любое время

 

Первая пара характерных интервалов

Общая для 2-х гармонических ладов (мажора и минора) обращаемая пара характерных интервалов

В гармоническом миноре первая обращаемая пара характерных интервалов ув.2 и ее обращениеум.7 строятся:

ув.2 – на VI ступени
ум.7 – на VII ступени


Первую пару найти проще:
Натуральная и гармоническая VI – VII ступени в гаммообразном движении создают
увеличенную секунду, которая придает звучанию восточный колорит:

характерный интервал ув.2 в мажоре и миноре

Первый явно ощущаемый характерный интервал – и есть сама эта увеличенная секунда от VI ступени.

Так как верхний тетрахорд гармонических мажора и минора одинаковый (сравните на рисунках), этот интервал ув.2 присутствует и в мажоре, и в миноре. Он строится вверх от VI ступени.

Однако мы помним, для минора гармонической будет VII ступень (она повышена), а для мажора гармонической будет VI ступень (она понижена).

разница в гармонических ступенях мажора и минора

То, что создает колорит (увеличенная секунда) – есть первый характерный интервал:

первый характерный интервал мажора и минора (ув.2)

Вторым характерным интервалом будет обратимая септима от этой секунды. Это будет уменьшенная септима (ум.7), и будет строиться она соответственно от VII ступени гармонического мажора и минора:

второй характерный интервал мажора и минора (ум.7)

Очевидную первую пару характерных интервалов найти было просто.

На этом аналогии между мажором и минором заканчиваются, да их на самом деле и не было. Некое подобие аналогии создалась потому, что в ув.2 участвуют и VI, и VII ступени гармонических ладов, где поочередно натуральная и гармоническая ступень меняются местами при смене мажора на минор. Поэтому характерный интервал ув.2 строится вверх от VI ступени гармонического мажора и минора. Так запоминать удобней.

 

Вторая пара характерных интервалов

А вот вторая взаимно обратимая пара характерных интервалов для мажора и для минора будет строиться уже от разных ступеней.

Потому что:
Для мажора - в характерном интервале должна присутствовать VI гармоническая ступень, Для минора – в характерном интервале должна присутствовать VII гармоническая ступень.

Разнящаяся для мажора и минора обращаемая пара характерных интервалов
увеличенная квинта (ув.5) и уменьшенная кварта (ум.4)

Для мажора:
1) на VI ступени строится ув.5
соответственно (при обращении голосов)
2) на III ступени строится ум.4

вторая пара характерных интервалов в мажоре (ув.5 - ум.4)

Для минора:
1) на VII ступени строится ум.4
соответственно (при обращении голосов)
2) на III ступени строится ув.5

вторая пара характерных интервалов в миноре (ум.4 - ув.5)

 

Разрешения характерных интервалов

Как разрешать характерные интервалы:

Все разрешения потому и есть разрешения, что разрешаются они в устойчивые ступени (устойчивые ступени входят в состав тонического трезвучия). Разрешая любые интервалы, об этом нужно помнить всегда.
Поэтому гармоническая ступень всегда движется на пол тона в ближайшую устойчивую (в мажоре VI => V, в миноре VII => I). Вторая ступень интервала: если она находится на устойчивой ступени – остается на месте, а если на не устойчивой - движется в сторону устойчивой в направлении обратном разрешению гармонической ступени. Здесь все просто: увеличенные интервалы - расширяются, уменьшенные – сужаются.

 

Первая пара

Первая обратимая пара разрешается одинаково для мажора и минора движением обоих голосов, причем, по самому интервалу совместно с его разрешением невозможно определить, какой это лад мажорный или минорный (оба подойдут)

1)    ув.2 разрешается в ч.4 движением обоих голосов наружу

разрешение характерного интервала увеличенная секунда (ув.2) в мажоре и в миноре

2)    ум.7 разрешается в ч.5 движением обоих голосов внутрь

разрешение характерного интервала уменьшенная септима (ум.7) в мажоре и в миноре

Как видно из двух схемы, разницы по первой паре нет никакой, абсолютно одинаковые для мажора и минора варианты разрешения с участием одних и тех же ступеней.

 

Вторая пара

Вторая обратимая пара разная для мажора и минора и разрешается движением одного голоса по-разному

Мажор:

1) ув.5 (на VI ст.) разрешается в в б.6 движением нижнего голоса вниз

разрешение характерного интервала увеличенная квинта (ув.5) в мажоре

2) ум.4 (на III ст.) разрешается в м.3 движением верхнего голоса вниз (гармонической сексты - в доминантовый тон).

разрешение характерного интервала уменьшенная кварта (ум.4) в мажоре

Минор:

1) ум.4 (на VII ст.)  разрешается в м.3 движением нижнего голоса вверх (гармонической септимы - в тонику).

разрешение характерного интервала уменьшенная кварта (ум.4) в миноре

2) ув.5 (на III ст.) разрешается в б.6 движением верхнего голоса вверх

разрешение характерного интервала увеличенная квинта (ув.5) в миноре


Логический поиск характерных интервалов

 

Для студентов с развитым логическим мышлением, не привыкшим к зубрежке, а склонным к пониманию:
Характерные интервалы не относятся к группе хроматических интервалов, которая намного шире по количеству самих входящих в нее интервалов. Они отечественной теоретической школой, скорее, отнесены к разряду интервалов диатонических, хотя, об этом не так часто упоминается. Это надо помнить, чтобы не запутаться и не начать изыскивать здесь какие-либо противоречия. По теории утверждение ступени лада в статус альтерированной ступени не может использоваться для диатонической ступени. А гармонические мажор и минор признаются теоретической школой как лады диатонические. В гармоническом же ладу гармоническая ступень – только условно альтерирована, по сути она ладовая и других ее вариантов не предполагается. Вот и вся разница. Противоречий нет, и все логически раскладывается по полочкам.


Для тех, кто очутился на экзамене с билетом в руках, не помнит материала, но имеет время на подготовку и карандаш с листком бумаги. Этого минимума достаточно, чтобы восстановить все, что забыто о характерных интервалах и выстроить самостоятельно то, что написано по этому поводу в учебниках по теории:


1)    Характерные интервалы – это интервалы, строящиеся исключительно в гармоническом мажоре и миноре. Это единственное, что нужно запомнить, чтобы найти эти интервалы логическим путем.
2)    Гармоническая ступень просто обязана присутствовать в интервале. Иначе речь будет идти об интервалах, присутствовавших в натуральных мажоре или миноре, а нам нужен характерный интервал.
3)    Все диатонические интервалы в натуральных мажоре и миноре уже есть и есть тритон. Можете проверить, лучше поверить (м.2, б.3, м.3, б.3, ч.4, ув.4, ум.5, ч.5, м.6, б.6, м.7, б.7; приму с октавой рассматривать нецелесообразно).
4)    Если все диатонические интервалы в натуральных ладах есть и есть тритоны, то для гармонических ладов нужны другие интервалы, чтобы их можно было зачислить в разряд «необычных». Эти интервалы из разряда необычных и есть характерные интервалы. Они будут как раз увеличенные или уменьшенные, но без тритонов (ув.4 и ум.5), т.к. тритоны уже есть в диатонических мажоре и миноре.
5)    Включаем метод отбора для мажора. Берем шестую пониженную (гармоническую) и начинаем строить от нее секунду, терцию, кварту, квинту, сексту и септиму, еще не зная, где будет необычный интервал. Музыкантам нужно примерять каждый из этих интервалов к клавиатуре инструмента, за которым он лучше мыслит и может сопоставить для себя любой интервал от любой ноты в пределах октавы (90% привязаны к фортепиано). Все эти интервалы от этого звука (VI пониженной ступени) можно на листочке выписать подряд. Даем выписку сразу в 3-х тональностях:

как найти характерные интервалы вариант-1

как найти характерные интервалы вариант-2

как найти характерные интервалы вариант-3

Критически оцениваем:

6)    Первая же секунда от VI гармонической ступени оказывается энгармонической (при измерении на клавиатуре) терцией (конечно же, это ув.2) – сразу нам подходит. Обводим ее и подписываем ув.2, а сами помним, что строится она на VI гармонической ступени (можно подписать сбоку).

находим 1-й характерный интервал вариент-1

находим 1-й характерный интервал вариент-2

находим 1-й характерный интервал вариент-3

Обратимая пара ее ум.7 – это вытекает из логики переноса нижнего голоса на октаву вверх. Смотрим, что строится она на VII ступени (можно подписать рядом).

находим 2-й характерный интервал вариент-1

находим 2-й характерный интервал вариент-2

находим 2-й характерный интервал вариент-3

7)    Проверяем далее. Терция от VI  ступени – оказывается б.3, кварта – ув.4 (нам не подходит, см. пункт 4.),
квинта – оказывается энгармонической секстой (при измерении на клавиатуре) м.6 (по факту, ув.5) – это также нам подходит (обводим ее и подписываем ув.5, с указанием, что строится она на VI гармонической ступени).

находим 3-й характерный интервал вариент-1

находим 3-й характерный интервал вариент-2

находим 3-й характерный интервал вариент-3

Ее обратимая пара ум.4 – это вытекает из логики переноса нижнего голоса на октаву вверх (смотрим, что строится она на III ступени, что и помечаем карандашиком).

находим 4-й характерный интервал вариент-1

находим 4-й характерный интервал вариент-2

находим 4-й характерный интервал вариент-3

8)    Секста – оказывается б.6, а септима – б.7, т.е. поиск завершен.

 

Все четыре характерных интервала для мажора мы нашли.

 

9)    Для самых умных: поиск можно производить, подбирая интервалы вниз, а не вверх, как мы делали, тогда придем к тем же результатам, но от обратного.

Для минора поиск характерных интервалов производится таким же методом. Предупреждаем результаты будут иными, подсказываем – получится 2 пары интервалов.

Таблица характерных интервалов

в мажоре и миноре тональностей до 7-и знаков при ключе

 

знаков
при ключе
Характерные интервалы
в мажоре
Характерные интервалы
в миноре
0 знаков
при ключе
До мажор:
Все характерные интервалы в До Мажоре
Ля минор:
Все характерные интервалы в Ля Миноре
1 знак
при ключе 
Соль мажор:
Все характерные интервалы в Соль Мажоре
Ми минор:
Все характерные интервалы в Ми Миноре
Фа мажор:
Все характерные интервалы в Фа Мажоре
Ре минор:
Все характерные интервалы в Ре Миноре
2 знака
при ключе 
Ре мажор:
Все характерные интервалы в Ре Мажоре
Си минор:
Все характерные интервалы в Си Миноре
Си-бемоль мажор:
Все характерные интервалы в Си-бемоль Мажоре
Соль минор:
Все характерные интервалы в Соль Миноре
3 знака
при ключе 
Ля мажор:
Все характерные интервалы в Ля Мажоре
Фа-диез минор:
Все характерные интервалы в Фа-диез Миноре
Ми-бемоль мажор:
Все характерные интервалы в Ми-бемоль Мажоре
До минор:
Все характерные интервалы в До Миноре
4 знака
при ключе 
Ми мажор:
Все характерные интервалы в Ми Мажоре
До-диез минор:
Все характерные интервалы в До-диез Миноре
Ля-бемоль мажор:
Все характерные интервалы в Ля-бемоль Мажоре
Фа минор:
Все характерные интервалы в Фа Миноре
5 знаков
при ключе 
Си мажор:
Все характерные интервалы в Си Мажоре
Соль-диез минор:
Все характерные интервалы в Соль-диез Миноре
Ре-бемоль мажор:
Все характерные интервалы в Ре-бемоль Мажоре
Си-бемоль минор:
Все характерные интервалы в Си-бемоль Миноре
6 знаков
при ключе 
Фа-диез мажор:
Все характерные интервалы в Фа-диез Мажоре
Ре-диез минор:
Все характерные интервалы в Ре-диез Миноре
Соль-бемоль мажор:
Все характерные интервалы в Соль-бемоль Мажоре
Ми-бемоль минор:
Все характерные интервалы в Ми-бемоль Миноре
7 знаков
при ключе 
До-диез мажор:
Все характерные интервалы в До-диез Мажоре
Ля-диез минор:
Все характерные интервалы в Ля-диез Миноре
До-бемоль мажор:
Все характерные интервалы в До-бемоль Мажоре
Ля-бемоль минор:
Все характерные интервалы в Ля-бемоль Миноре

 

Таблица всех характерных интервалов во всех тональностях дана учащимся для проверки знаний. Ее невозможно вызубрить. Для того, чтобы разобраться с построением и разрешением характерных интервалов, - изучайте материалы, представленные непосредственно до самой таблицы.