метод определения возможного аккорда
упражнение 1 для игры квартовых аккордов
упражнение 2 для игры квартовых аккордов
пример и задания на игру квартовых аккордов
квартовые аккорды блюзового лада
Квартовый аккорд структуры кварта-секунда-кварта (ч.4-б.2-ч.4) в джазе распространен. Без гармонической подкладки (левая рука) он звучит пусто, при ее наличии звучит изысканно как аккорд. Уплотняет октаву, разряжает блокаккорд. В техническом плане исполняется чуть сложнее чем октава и на порядок легче чем блокаккорд. Имеет тенденцию к каскадному исполнению, с совместным чередованием с октавами (чаще) и блокаккордами (реже). Технически может исполняться и чаще исполняется одной правой рукой. Составляет неотъемлемую часть джазовой фактуры. В классике не живет.
Данный урок позволит вам извлекать насыщенный джазовый звук в фактуре более сложной, нежели простая септаккордовая фактура, внести разнообразие в октавную технику и технику игры блокаккордами при игре ваших импровизаций. Самое примечательное, что это оказывается не так технически сложно и теоретически заумно. Для построения темы лучше к этому вопросу подойти более тщательно и менее шаблонно, а именно, искать более изысканные методы гармонизации и соединения аккордов, в ряде которых должно быть достойное место квартовым созвучиям.
Упражнений на данную технику можно придумать до бесконечности много. Данная техника лежит внутри октавной техники. В джазе октавная техника гармонично сочетается с блокаккордовой техникой. Одна блокаккордовая техника звучит крайне тяжело, напрягает аппарат и не всегда уместна в чистом выкристаллизованном виде. Техника игры септаккордов по звукам арпеджио тоже имеет ряд недостатков, главным из которых является факт движения мелодии не по терциям септаккорда, а как раз наоборот (в этом и беда многих недоджазовых музыкантов: играют по трезвучиям и мыслят только в рамках вертикальных столбов гармонии). Техника же игры кварт аккордами не тяжела в техническом плане (практически = октавной). Основные проблемы в ее использовании как всегда больше связаны с головой, т.е. с уместностью употребления самих кварт. Есть ли на данном портале какие-либо инструкции по поводу того, чтобы определять, где применять кварт аккорд вместо октавы, а где он будет неуместен. Конечно, есть. Причем спектр возможностей для определения широк, и его можно применять к любой функции и даже к любому аккорду в любой тональности. Определяющим и главным фактом при этом будет из какой тональности Вы будете смотреть на тот или иной аккорд. Собственно, это и определяет, к какой из функций аккорд относится (как связан с тоническим трезвучным центром).
Для получения базовой техники стоит лишь научиться играть квартовые аккорды в:
1) натуральный звукоряд
тонике, субдоминанте, доминанте, шестой ступени, второй ступени – лучше в звучащей последовательности функций (об этом справляться в базовом курсе гармонии)
2) блюзовый звукоряд на тонике, субдоминанте, доминанте (постараемся раскрыть тему в отдельном занятии)
3) натуральный звукоряд для джаз доминант (с исполнением разрешения)
Задание получится объемным в силу того, что исполнять придется в нескольких тональностях.
Для того чтобы найти звучащие кварты, нужно попросту выделить весь вертикально звучащий звукоряд аккорда применительно к заданной тональности. Для того наши таблицы удаленных аккордов и созданы.
Можно поверить на слово и воспользоваться представленными скинами работы поискового сервиса, а можно перейти и вникнуть.
1. Ищем вертикально звучащий натуральный звукоряд (из первого пункта) для тоники в До мажоре
Переходим в поиск по аккордам (таблицы удаленных аккордов), выбираем тональность, основной тон аккорда и структуру аккорда (см. на рис.1). В выпавшем окне в поле "ноты" смотрим и выбираем только большие буквы, обозначающие звучащие звуки: из семи звуков (C, D, E, f, G, A, B.) отбираются 6 звуков. Буквально: C, D, E, G, A, B.
Затем берем простую гамму в До мажор в октаву в таком приемлемом для упражнения варианте. Левой рукой исполняем аккорд C+7, а правой на октаву выше то, что написано в примерах:
И заполняем те аккорды, где нам не встретится в середине нота Фа
Стоит обратить внимание на то, что при гармонизации октавы "Фа" получается более-менее звучащее созвучие, но оно не из чистых кварт. Поэтому октаву "Фа" гармонизовать не будем, в благодарность за что получим убедительное звучание. Для продвинутых исполнителей (для более быстрого темпа) создадим вариант:
Маленькими символами в примере обозначены ноты, не обязательные для исполнения, вместо них можно играть октаву.
Из этой гаммы позднее мы сделаем еще парочку полезных упражнений, которые помогут адаптироваться к игре квартовых аккордов в любых ситуациях и применим их для основных функций лада (тоника, субдоминанта, доминанты - и то же самое для минора).
Позже мы разнесем данные упражнения по разным тональностям, сейчас же возьмемся за звукоряд субдоминанты
2. Ищем вертикально звучащий натуральный звукоряд (из первого пункта) для субдоминанты в До мажоре
Переходим в поиск по аккордам, выбираем аккорд и тональность. В выпавшем окне смотрим по большим буквам, обозначающим звуки: получилось 7 звуков, буквально C, D, E, F, G, A, B.
Удобнее не придумаешь. Звучит все. Только надо помнить, что от самого звука Фа построится звучащий, но не из чистых кварт аккорд. То же самое произойдет и с созвучием от звука Си. Для кристаллизации метода этих звуков лучше исполнять октаву или трезвучие (обращение), или трезвучие параллельной тональности. На аккорде F+7 в левой руке - правой на октаву выше играем:
Проигрываем наш полезный пример и двигаемся дальше - к доминанте
3. Ищем вертикально звучащий натуральный звукоряд (из первого пункта) для доминанты в До мажоре
Переходим в поиск по аккордам, выбираем аккорд и тональность. В выпавшем окне смотрим по большим буквам, обозначающим звуки: получилось 6 звуков, буквально D, E, F, G, A, B.
И заполняем те аккорды, где нам не встретится в середине нота До для всех примеров
Далее ищем кварт аккорды для основных функций параллельного минора (для данного мажора это будут: VI, II ступени и гармоническая доминанта к VI ступени).
4. Квартовые аккорды звукоряда II ступени
Рисунок не прилагается (искать самостоятельно)
Из звуков получилось так же как для субдоминанты. Очень хорошо, просто меняем субдоминанту на септаккорд минора II ступени
5. Квартовые аккорды звукоряда VI ступени
Рисунок не прилагается (искать самостоятельно)
Из звуков получилось так же как для тоники. Очень хорошо, просто меняем субдоминанту на септаккорд минора VI ступени
5. Квартовые аккорды звукоряда Гармонической доминанты параллельного минора
Доминанту рассматривать будем в натуральном звукоряде, т.к. он дает больше квартовых вариантов, т.е. он используется и при движении мелодии вверх, и при движении мелодии вниз (VI и VII ступени мелодического минора не дают звучащих квартовых аккордов). Так как речь идет о доминанте, а в джазе имеются доминантовые звукоряды, то натуральный звукоряд с их применением звучит очень интересно.
Для проверки на звучность по таблицам рекомендуется на каждый кварт аккорд вводить в поисковый механизм:
"Искать по звукам" - 3 звука,
"основной тон аккорда" - E,
"структура аккорда" - малый мажорный септаккорд
Сверяться в результатах выдачи по тональности Ля минор и не упустить, чтобы звуки секунды аккорда как ноты в окне результатов были записаны большими буквами (для справки читайте Размер знаков). См. скриншот для поиска 5-го каврт аккорда (на рисунке ниже)
В итоге получаем такой универсальный вариант в кварт аккордах:
Не обязательный к исполнению в третьем аккорде Си-бемоль я вписал для экспрессии, он вполне вероятен как звук V пониженной ступени в доминантсептаккорде (на звучность проверяется по таблицам без противоречий).
Все аккорды из чистых кварт с секундой ровно посередине для основных функций мы составили. Оговорка: бывают аккорды из чистых кварт с секундой с краю, но мы их не рассматриваем: 1) чтобы не забивать голову, 2) их применение не носит каскадного характера и 3) связано с техническими и умственными сложностями.
Далее просто делаем упражнения для разыгрывания и прочистки мозгов (во всех тональностях)
в тональностях до 6-и знаков
До мажор:
Ля минор:
1 знак
Соль мажор:
Ми минор:
Фа мажор:
Ре минор:
2 знака
Ре мажор:
Си минор:
Си-бемоль мажор:
Соль минор:
3 знака
Ля мажор:
Фа-диез минор:
Ми-бемоль мажор:
До минор:
4 знака
Ми мажор:
До-диез минор:
Ля-бемоль мажор:
Фа минор:
5 знаков
Си мажор:
Соль-диез минор:
Ре-бемоль мажор:
Си-бемоль минор:
6 знаков
Соль-бемоль мажор:
Ми-бемоль минор:
в тональностях до 6-и знаков
Возьмем простое звено секвенции и запишем в него все возможные каскады квартовых аккордов. Там где квартовый аккорд невозможен, я прописал более подходящий функциональный аккорд, который можно исполнять как октаву (необязательные к исполнению звуки помечены маленькими символами)
До мажор:
1 знак
Соль мажор:
Фа мажор:
2 знака
Ре мажор:
Си-бемоль мажор:
3 знака
Ля мажор:
Ми-бемоль мажор:
4 знака
Ми мажор:
Ля-бемоль мажор:
5 знаков
Си мажор:
Ре-бемоль мажор:
6 знаков
Соль-бемоль мажор:
В практической игре использование квартовых аккордов в правой руке происходит просто. Для тех, кто сомневается в благозвучности какого-либо квартового аккорда на ту или иную функцию, рекомендуется использовать сервис поисковых таблиц.
Пример исполнения "Колыбельной птичьего царства" Ширинга квартовыми аккордами
Берем тему, записываем цифровку септаккордами и звездочкой помечаем каждую ноту, где можно построить квартовый аккорд:
Этой записи достаточно, чтобы получить звучание, как представлено в записи ниже. Только данная запись менее насыщена нотными знаками.
Если кому не понятно, как строить аккорды в левой руке, см. данный детальный материал по гармонизации.
Вот какой пример получился из колыбельной, достаточно только было проставить звездочки (маленькие ноты к исполнению не обязательны):
Примечание: в таблицах аккорд C#m7-5 искал по аккорду Em7 (у них одинаковые звукоряды). Аккорд F#m7-5 по аккорду Am7.
Далее каждый сам может поупражняться в игре квартовых аккордов. Возьмите какую-нибудь тему и упражняйтесь.
Рекомендуемые темы: Misty Эрролла Гарнера и Stardust Хоуджи Кармайкла (справа в Главном меню пункт "Джазовые стандарты загрузка").
Из пустых квартовых созвучий чаще применяется 4+2+4 и для исполнения данный аккорд более удобен. Поэтому на нем и остановимся как на обязательном приеме игры в базовом наборе джазмена. Это потому, что техника игры пустыми аккордами (пр. рука) находится внутри октавной техники и часто совмещается с использованием игры блокаккордами. Игра пустыми аккордами в правой руке дает две или более кварт внутри вертикального построения с основными звуками функции. Аккордовый спектр, в состав которого входят несколько кварт - звучит весьма стильно и экспрессивно. Справка: применение ноны и кварты аккорда в септаккорде и дает квартовые аккорды.