3. Дополнительный курс
  • Register

Контрапункт в джазе

(Для пианистов в джазе)
Контрапункт – это, простым языком говоря, способность музыки (естественно, композитора) сочетать в себе одновременно несколько мелодических линий, благозвучно вписывающихся в гармоническую вертикаль. Понятно, что «благозвучно» - в меру испорченности автора. Линии не обязательно должны быть равноправными и равно длинными, совместно начинающимися и похожими друг на друга. Контрапункт может составлять основу произведения (сноска на строгий стиль Палестрина, Бах…), а может применяться лишь в зачаточной форме - в виде подголосков, неожиданных линий или даже цитат – словом всего того, что может совсем не походить на тему. Наличие дополнительных мелодических линий как бы сшивает всю музыкальную ткань, создает пищу для ума (подсознательно мы это всегда услышим) вносит интригу и многогранность в исполнение, т.е. звучит уже не по-детски. Предполагается, что Вы, уважаемый пользователь, исполняли полифонические (полифония=контрапункт) пьесы Баха или других мастеров строгого стиля и имеете общее представление о предмете разговора.

Хоть джаз и не строгий стиль и контрапункт здесь, вроде бы, не нужен – анализ приемов игры - как тем, так и импровизаций известных мастеров показывает, что они совсем не брезговали контрапунктическими «прихватами» во время игры. Даже если они и стремились к этому подсознательно, ряд этих  навыков лучше взять на вооружение. Есть ряд простых средств, лежащих на поверхности, с помощью которых звучанию придается более весомый характер и которые можно применять во время игры без предварительных контрапунктических расчетов.

Небольшой перечень + ряд примеров:
Педаль в одном из голосов при синхронном движении
Движение гармонического пласта в л.р. (децимы)
Выделение линии голоса в аккорде (акцент или педаль)
Метрический сдвиг голоса (свингование) –
"Валентин" Питерсона
Движение в альтерированной квинте доминанты
Движение в звуках верхнего тетрахорда септаккорда
Небольшая мелодическая линия из близлежащих звуков при соединении аккордов
Опевание 1, 3 или 5 ступени аккорда
Западание гармонического звука в гаммообразном или пассажном движении
Отыгрыши при продлении мелодического голоса
Подчеркивание хроматических отрезков в гармонии

Все эти приемчики уплотнят простое звучание вашей импровизации. Применение их не обязательно, но желательно в определенных местах на протяжении всей композиции.

Для показа темы лучше использовать не прихваты, а действительно продуманные способы контрапунктического построения, т.к. тема должна быть идеальна и привлекательна, плюс содержать в себе заряд для целого ряда дальнейших импровизаций на себя любимую.

Задания:

Донат, поддержать ресурс

Фактура джаза