3. Дополнительный курс
  • Register

Раскачивание в функции

Раскачивание в джазе – это не только свинг, вернее, здесь речь пойдет о несколько ином явлении


Когда музыкального времени господства функции достаточно, для того, чтобы исполнить несколько аккордов, то в кульминационных местах импровизаций вполне уместно будет производить раскачивание функции. Ассоциации с разгоняющимся паровозом имеют под собой почву, особенно когда качают хроматический тритон в левой руке как бы показывая доминанту (побочную) к функции. Можно качать и абсолютно любую функцию. Хоть тоническую (чаще), хоть доминантовую, хоть субдоминантовую. Нужно лишь помнить, что этот эффект дополнительно акцентирует тот момент произведения, где применяется. Дополнительная энергия, которой всегда подпитывается джаз, присутствует.
*Джаз из музыкального наследия заимствует наиболее энергонасыщенные принципы.

Раскачивание можно наблюдать:
1) Оттуда-сюда.
2) Туда-сюда.

Хотя принцип бас-аккорд уже можно охарактеризовать как раскачивание
Пример
Или принцип движения по верхним надстроечным аккордам политональной доминанты, допустим по малым терциям.

Раскачивание можно было бы условно квалифицировать на:
1) как внутри функциональное
2) как проходящий оборот
и в то же время:
1) как ладовое (*для справки: со стремлением к наличию параллелизма в голосах)
2) как хроматическое (*для справки: со стремлением к наличию параллелизма в голосах)

Не нужно пытаться кристаллизовать и вывести универсальное правило из материалов данного урока. Даже обычная гамма, содержит множество элементов раскачивания. И может исполняться по-джазовому. Главное, ощущать эту раскачку. Уметь ей пользоваться в принципах более широких, чем пунктирное хромание и хромающая артикуляция от слабой доли к сильной. Обычную гамму в фактуре блок-, кварт- аккордов также можно гармонизовать по принципам? изложенным в данном занятии.

Урок не завершен, примеры в стадии набора...

Донат, поддержать ресурс

Фактура джаза