3. Дополнительный курс
  • Register

Мелодический сдвиг по горизонтали

Небольшой секрет для изыскания нового из весьма привычного (для группы в 4/16).

По сути своей зтот прием можно отнести к разряду упражнений на ритм (метр) и психическую устойчивость (что тоже немаловажно). В чем фишка. В руках каждого музыканта имеется пара-тройка относительно продолжительных гаммообразных проходочек, наподобие этой:

Это совсем даже не джазовые, а так на все случаи жизни движения, которые просятся для исполнения сами собой и в основе относительно сильных и сильных долей опираются в большинстве случаев на основные тона аккордов (потому и просятся сами собой из-за явной очевидности). Какой неожиданностью для вас будет, если вы под плейбек проиграете привычный оборот с задержкой на одну шестнадцатую длительность. Старайтесь играть это не по нотам, а по мышечной памяти, и тогда поймете 2-е вещи:

  1. Получается абсолютно новое по свойствам звучание
  2. А играть-то таким образом совсем непросто


Рекомендации – не стоит совсем уж точно повторять привычную конструкцию (особенно ближе к концу фразы), старайтесь сами логически и мелодико-гармонически в нужном месте (как правило, в конце) построить продолжение, т.к. сдвинутая таким образом привычная мелодия, повторенная на 100% - не всегда звучит в окончаниях – окончания здесь за вами. Начало же и середина дают превосходный бибоповый эффект. Подсвинговывая, вы еще и увеличите экспрессию.

Почему такое получается. Движение по гамме от неустоя на сильную (относительно сильную) долю - в устой на слабую (а именно такие фрагменты и появляются) – менее привычно и менее мелодично (слащаво), но имеет долю своей внутренней экспрессии.

И что тоже очень важно: здесь уже вы сами четко начинаете слышать и даже ощущать по большой сложности исполнения (а всего-то привычный пассаж), что этот прием уже отчасти лежит в интереснейшей и почти неосвещенной области джазового запутывания. Это когда даже сами музыканты едва удерживаются в квадрате, а слушатель начинает терять ощущение времени – а получается самый нужный эффект «непонятной красоты». Приемов таких много (мы за это очень уважаем джаз), но я постараюсь осветить это позже и вне рамок начального курса.

Выберите три-четыре обкатанных продолжительных проходок шестнадцатыми и потренируйтесь под прилагаемый плейбек.

Мои мелодические построения (можете тоже поиграть).

Как и предыдущий урок, данное задание будет способствовать выработке навыка держаться при любых обстоятельствах на плаву, не терять квадрат и держать темп и выныривать из запутанных ситуаций.

Донат, поддержать ресурс

Фактура джаза