3. Дополнительный курс
  • Register

Нотация разных видов пунктира

Почти во всех транскрипциях сделанных нами (и в антологии и в курсе обучения), вы найдете простой классический пунктир, триольный пунктир и ровный, но все равно, пунктир. Понятно, и фонограмма это показывает, что градаций «хромания» в композициях и в джазе вообще гораздо больше, чем три этих вида. Нотация же ограничена в возможностях записи всех пропорций «хромания» во времени.

Классические музыканты более втиснуты в рамки этих ограничений, хотя, стремление к созданию выразительной интонации, артикуляция и определенные приемы звукоизвлечения на подсознательном уровне вынуждают их прибегать к сдвигу ровности длительностей долей (одинаковых по длительности звучания) в сторону увеличения или уменьшения. Известно, многое в музыке достигается не только силой (интенсивностью) звукоизвлечения, но и микровременем.
В джазе музыканты еще более необузданны в этом отношении. Обычно, джаз ноты вообще не принято утяжелять отображением пунктира. Просто ставят сноску в начале нотного текста (пример), а группу пишут ровными длительностями.

Мы же приняли решение – исходить из трех видов записи пунктира только потому, что при упрощенном подходе велики риски - не отобразить доходчиво суть интонации, а непонятный текст играть весьма сложно. А так – в медленном темпе при правильной записи – сразу формируется правильное ощущение интонации. Пусть это не покажется странным, т.к. пунктирном пульсе имеются варианты залиговывания и синкопирования. Слушая материал и визуально изучая текст, ученики сразу будут получать правильное представление о записи таких моментов джазового исполнительства.
Говорю это потому, что имел опыт работы с «кривыми» нотами, в которых именно по этой причине было невозможно правильно расшифровать музыкальную фразу.

В подлинности отображения интонации можете не сомневаться – трудные места проверяются на секвенсоре.

Донат, поддержать ресурс

Фактура джаза