3. Дополнительный курс
  • Register

Относительное и абсолютное

Это два разных подхода к музыке. Если обобщить совсем широко, то все слушатели, не имеющие отношения к теоретической части и музыкальному исполнительству – являются, по сути, невольными приверженцами относительной системы музыкального конструирования. 99% из них и не заметят, если одно и то же самое произведение сыграть на пол тона ниже или выше. Они воспринимают музыку как систему соотношения пропорций, и никак более воспринимать их не научили. Т.к. они живут в сопровождении постоянного музыкального фона (мы все в нем живем, хотим или нет), а этот фон все же имеет стандартный набор почти всех музыкальных гармонических красок – то подсознательно даже простые люди имеют устойчивый современный музыкальный стереотип. Это и есть их система восприятия музыки. Она, разумеется, относительна, хотя некоторые (имеющие природный абсолютный слух) могут и заметить подмену.

С музыкантами дело обстоит сложно и запутанно. Мы пользуемся двумя системами (абсолютной и относительной), т.к. вынуждены принимать участие в создании музыки.

Как потребители и как подбиратели на слух – мы тоже пользуемся относительной системой звуковых пропорций. И здесь нам понадобятся столь неприятные обозначения ступеней (первая, шестая, доминанта, тоника и т.п.). Все, подбирая гармонию на слух, придерживаются этого, кроме отпетых абсолютников, которым абсолютная память на звуки отшибает даже гармонические краски. И которые для ответа на простой вопрос: «какой аккорд?» – после загибания пальцев и подсчетов – выдают полученный математическим путем результат. К счастью их ничтожно мало. Эта братва слышит абсолютно. Мы же все, также как обыватели слышим относительно. Некоторые, правда, считают, что каждая тональность имеет свой неповторимый окрас, ощущаемый даже не абсолютниками. Хочу разочаровть – это результат темперации и системы компромиссов при настройке рояля. Сам был свидетелем, когда пианисты с уверенностью обзывали фа мажор, исполняемый на баяне – до мажором, а разница то в кварту!!!
Абсолютная же система нужна для постановки всех точек над «и» и безупречной документации произведения. Этой системой пользуются музыканты, непосредственно исполняющие музыку на инструментах, имеющих фиксированный строй. Один курьезный пример. Был на одном концерте полупрофессионального (скажем так, чтобы никого не обидеть) уровня. Выступала вокалистка под рояль (с романсом). И когда после пропетого куплета она засадила конкретного петуха, она говорит аккомпаниатору, что тот взял ей высокий строй, короче, давай – говорит на тон ниже лабай – прямо на концерте. Конкретный прием по своей дешевизне сопоставимый с невежеством публики, но рабочий. Каждый музыкант знает его на себе, и уверяю вас, большинство вокалистов им владеет как серьезным козырем в создании внутренней иерархии (кто здесь главнее). Певцам абсолютная система как математическая, аппликатурная и т.п. конструкция – по барабану. Для музыканта чем сложнее произведение, тем менее реальным оно является в плане «сыграть на пол тона выше».
Отменить абсолютную шкалу – никто не в состоянии. И не надо. Вы заметили, что в джазе цифровка в нотах подписывается по абсолютной шкале. Относительная при даже двух отклонениях начинает буксовать, а их бывает гораздо больше. Чего уж говорить об атональной музыке.
Что еще. Мои глубочайшие выводы из наблюдений, а анализ джазовых произведений показывают – даже у джазовых музыкантов наблюдается сильнейшая привязка к абсолютной музыкальной шкале. И это выражается в отборе методов импровизирования, технике и всем другом. Яснее – в разных тональностях импровизация будет звучать по-разному. Если это так даже у мастеров, нам тоже нужно избавиться от целого ряда связанных с этим комплексов. И если на концерте возникнет вопрос от оказавшегося вдруг не в голосе вокалиста – вариант грубого ответа будет для вас не росписью в отсутствии мастерства, а указанием последнему на соблюдение элементарной этики, даже если это ничего и не стоит (в профсоюзных интересах). Ну да это шуточки все. Кстати, там пианист – заиграл снова с той же тональности, и все на второй раз срослось.

К чему я здесь столько понаписал. В первую очередь к тому, что я буду давать и аккордовые прогрессии и ноты импровизаций по мере возможности в разных тональностях, пусть сразу откладывается на подсознание (уходит в руки) – чего голову перенапрягать. Заставлять кого-либо играть одно и тоже во всех тональностях, конечно, кощунство. Но в рамках одного – двух интервалов или гармонических оборотов – я думаю, простительно. И мы не на концерте.

Донат, поддержать ресурс

Фактура джаза