Джаз не был бы джазом, если бы в нем не присутствовал (а кое-где и доминировал) элемент спонтанности. И хотя здесь мы обучаемся правилам и приемам, за которыми нужно следить, сначала напрягая голову, а потом уже по привычке – даже при всем при этом присутствуют (не могут не присутствовать) моменты, когда голова отключается и начинается чистая необдуманная импровизация, контуры и план которой едва начинают прощупываться. Вполне возможно, она и была историческим первоисточником инструментального джаза, где сами приемы и методы улавливались по наитию и затем уже анализировались. По сути - это омут, в который музыкант бросается с головой – а там как повезет, и в процессе таких ныряний уже и формируется джазовый музыкант.
Что тут интересного. Сама неподготовленность являет ту свежесть, которая так ценится в джазе и ощущается поклонниками на слух. В конечном итоге – развитие этой неподготовленности дает толчок к общению между музыкантами (особенно солистами) внутри импровизации. Вы не задумывались, джаз это же тема с вариациями. С другой стороны классический вариант этого жанра не стал более популярным, несмотря на дотошную и доскональную композиторскую работу, где уж все просчитано до-последнего (и вылизано).
Вывод: учить правила необходимо, но в омут импровизации тоже нужно погружаться.
Что пригодится для того, чтобы не утонуть.
Утонуть – значит потерять географическое местоположение в квадрате
Потерять (утратить) логическую последовательность изложения материала – играть абсурдно – это в джазе как раз не так страшно.
Вывод: значит главное – не потерять географическое местоположение в квадрате.
Спонтанность – это может быть:
Что важно, чтобы не потеряться
Выкарабкаться из запутанной ситуации, когда задуманное спонтанное мелодическое построение начинает звучать наперекор логике, можно несколькими способами. Это можно сделать настолько быстро, насколько твердо вы уверены в цифровке и точно ощущаете местоположение в квадрате (не запутались). Чем быстрее вы научитесь заглаживать все сомнительные места (по реакции) – тем стройнее будут ваши импровизации, и, наконец, уже никто кроме вас самих не в состоянии будет отыскать грязных и сомнительных мест – настолько исполнитель может быть адаптирован в рамках определенных навыков, которые обычно соотносят с его творческим лицом.