3. Дополнительный курс
  • Register

Поход в неизвестность и вход в русло

Джаз не был бы джазом, если бы в нем не присутствовал (а кое-где и доминировал) элемент спонтанности. И хотя здесь мы обучаемся правилам и приемам, за которыми нужно следить, сначала напрягая голову, а потом уже по привычке – даже при всем при этом присутствуют (не могут не присутствовать) моменты, когда голова отключается и начинается чистая необдуманная импровизация, контуры и план которой едва начинают прощупываться. Вполне возможно, она и была историческим первоисточником инструментального джаза, где сами приемы и методы улавливались по наитию и затем уже анализировались. По сути - это омут, в который музыкант бросается с головой – а там как повезет, и в процессе таких ныряний уже и формируется джазовый музыкант.
Что тут интересного. Сама неподготовленность являет ту свежесть, которая так ценится в джазе и ощущается поклонниками на слух. В конечном итоге – развитие этой неподготовленности дает толчок к общению между музыкантами (особенно солистами) внутри импровизации. Вы не задумывались, джаз это же тема с вариациями. С другой стороны классический вариант этого жанра не стал более популярным, несмотря на дотошную и доскональную композиторскую работу, где уж все просчитано до-последнего (и вылизано).
Вывод: учить правила необходимо, но в омут импровизации тоже нужно погружаться.

Что пригодится для того, чтобы не утонуть.
Утонуть – значит потерять географическое местоположение в квадрате
Потерять (утратить) логическую последовательность изложения материала – играть абсурдно – это в джазе как раз не так страшно.
Вывод: значит главное – не потерять географическое местоположение в квадрате.

Спонтанность – это может быть:

  1. комбинирование фразы неосознанным набором нот в разных направлениях, где ясным представляется только небольшое начало  - дальше как вынесет.
  2. понравившаяся фраза (элемент) другого солиста (здесь или вообще), которую обязательно трансформировать под новые задачи (как получится).
  3. усложнение метрического (сбивка) или гармонического (замена функции) плана цифровки.
  4. употребление конструктивных элементов, в том числе рифа.
  5. внесение атонального характера в импровизацию – яркая фраза, внутренне стройная – но абсолютно не туда.
  6. 6, …

Что важно, чтобы не потеряться

  1. всегда помнить простую цифровку
  2. ощущать метр (где находимся по времени) – часто ритм секция в этом помогает
  3. в соответствии с цифровкой знать и всегда ощущать, где в любом месте будут находиться близ лежащая терция, основной тон и квинта подступающей функции (они всегда прозвучат) и в случае, если пойдете ко дну (или близко к тому) – всегда можно сделать спасительный глоток воздуха именно оперевшись на них.
  4. знать, где располагаются ноты джазовой пентатоники, которые тоже всегда звучат убедительно при объединении во фразы.
  5. 5...

Выкарабкаться из запутанной ситуации, когда задуманное спонтанное мелодическое построение начинает звучать наперекор логике, можно несколькими способами. Это можно сделать настолько быстро, насколько твердо вы уверены в цифровке и точно ощущаете местоположение в квадрате (не запутались). Чем быстрее вы научитесь заглаживать все сомнительные места (по реакции) – тем стройнее будут ваши импровизации, и, наконец, уже никто кроме вас самих не в состоянии будет отыскать грязных и сомнительных мест – настолько исполнитель может быть адаптирован в рамках определенных навыков, которые обычно соотносят с его творческим лицом.

Спасительным окажется переход на:

  1. осаживание темпа (переход на более крупные длительности – не спутайте с замедлением)
  2. простая мелодическая конструкция, опирающаяся на 1, 3, 5-ю ступени наступившей функции, либо несложные их обыгрывания
  3. разложенный ход по септаккорду (нонаккорду) функции – точно соберет начавшую разваливаться мелодическую конструкцию
  4. если вы не забыли, все ноты блюзовой пентатоники, объединенные во фразу – звучат убедительно и нефальшиво, несмотря на несовпадения с гармонией. И по-джазовому. В сомнительных фрагментах буксующего соло – его выправит переход на такое построение
  5. любая заранее опробованная и не раз использованная мелодическая фраза (конструкция), совпадающая по цифровке

Донат, поддержать ресурс

Фактура джаза