3. Дополнительный курс
  • Register

Квартовые аккорды блюзового лада

квартовые аккорды блюзовой пентатоники
квартовые аккорды блюзового лада
практические задания

 

Тема интересная. И здесь, как ни странно, мы внесем некоторую ясность в различия блюзового лада от блюзовой пентатоники с точки зрения акустической уместности некоторых ладовых звуков в аккордовой вертикали. Эти выводы помогут в дальнейшем в немалой степени делать горячий джазовый звук в блюзе и понимать, в каком контексте прозвучит кварта мажорного аккорда. Хотя как мы выяснили в занятии № 4, что кварта не звучит в мажоре, т.к. это совсем не родственный обертон от основного мажорного тона.

Квартовые аккорды блюзовой пентатоники

Для начала построим мелодию минорной пентатоники в блюзе. Для наглядности примера используем несложный риф, охватывающий все звуки пентатоники:

упрощенная мелодия на блюзовой пентатонике

Сначала проиграем ее одноголосно, затем аккордами на подкладке левой руки. Все звучит. Затем озвучим ее квартовыми аккордами и послушаем, что получается:

изложение блюзовой мелодии квартовыми аккордами

Квартовый тон на тонической функции не вызывает дискомфорта (поясню: нота "фа", к примеру, во втором такте в вертикали правой руки звучит на тонической функции). По аналогии на доминанте звучит тонический тон (нота "до" в последнем аккорде правой руки). Это происходит потому, что минорный лад пентатоники, который мы показали в мелодии, акустически не конфликтует с квартой (т.к. в миноре акустически незвучной является натуральная секста). Так что, и в мажоре есть место кварте, если над ним лежит блюзовая пентатоника. Обогатив блюзовую пентатонику дополнительными звуками блюзового (тем паче натурального мажорного) лада, мы потеряем звучность кварты в общей вертикали тонического аккорда. К примеру, добавим в мелодии звук по выбору "ре", "ля" или "ми" целостность пентатоники размыкается и психика воспринимает выше указанные созвучия, содержащие кварту - как фальшивые. Поэтому у блюзовой пентатоники в противовес стереотипам европейской благозвучности имеется свой козырь в рукаве, что также ставит в тупик музыкантов, не имеющих практики блюзового исполнительства. Вот почему Оскар Питерсон, к примеру, умудрялся на функции доминанты в конце квадрата использовать репетицию на тоническом звуке,

quarta-chords-blues-scale-summertime
PLAY
PAUSE
STOP
Вкл.
Выкл.
0:07 мин

либо по ряду схожих причин использовать тоническое арпеджио на функции доминанты, к примеру в "Блюзе Сэнди" (26-я секунда), явно имитируя один из исполнительских приемов губных гармошечников.

Sandy`s Blues
PLAY
PAUSE
STOP
Вкл.
Выкл.
0:42 мин

Случай из практики – пример импровизации Рэда Гарланда (7-я секунда)

Come Rain Or Come Shine
PLAY
PAUSE
STOP
Вкл.
Выкл.
0:22 мин


Зачем я сделал такое длительное отступление на квартовый тон в блюзе, - только для того, чтобы подчеркнуть некоторые новые свойства данной музыкальной системы. Квартовые аккорды дают возможность наблюдать их непосредственно в аккордовой вертикали. А после я представил три примера на использование кварты в мелодии. Обычно во всех задержанных аккордах с квартой (*sus) последняя в дальнейшем требует разрешения и движется на секунду вниз. Здесь случай другой. Просто отметьте для себя, если хотите где-то применять. Чтобы не запутать вас, уточню "кварта" в данном случае - это ч.4 от основного тона аккорда (а то аккорды квартовые, и здесь еще какая-то кварта...).

 

Для пентатоники блюза упрощенный пример квартовых аккордов будет таким

Внимательно изучив все наличествующие в правой руке ноты, приходим к такому звукоряду:

до-минор натуральный - из этих звуков образуются квартаккорды блюз пентатоники до-мажора

Это натуральный звукоряд одноименного минора

 

Квартовые аккорды блюзового лада

Горизонты блюзового лада могут распространяться до полного хроматического звукоряда в пределах всего трех основных функций.
Для блюзового лада, который по набору звуков шире пентатоники, кварта в вертикали не будет уже такой уместной. И единого общего звукоряда набора звуков как натуральный минор (см. выше) для пентатоники уже не будет.
Поэтому звукоряд для трех функций выстраивается по следующему правилу: в середине годятся все звуки кроме звуков доминантового тритона к этому аккорду. Для справки можно посмотреть статью "Универсальные свойства малого мажорного септаккорда".

 

 

Можно каждое созвучие проверить по таблицам, все ли подтверждается. Заходим в поиск и по три звука проверяем под фильтрами

окно ввода: вводим три звука из квартового созвучия
осн. тон: вписываем осн. тон аккорда
структура аккорда: выбираем малый мажорный септаккорд
Ищем в результатах выдачи нужный аккорд, он есть и помечен как доминантовый звукоряд джаза (доминанта, разумеется, к фа-мажору). Значит все верно.

как проверить звучание квратового аккорда в блюзе по таблицам 

Вкладку "джаз доминанты" можно было и не определять, выбор был бы шире и эти 2 результата были бы в сумме с другими возможными. Обратите внимание, все наши заданные ноты в окне результатов выдачи прописаны Заглавными буквами - это значит, они звучны именно в гармонической вертикали выбранного аккорда.

 

Практические задания


Вернемся к предыдущему нотному примеру и запишем его так:

До мажор

Красным выделены октавы, в которых встроенные кварты звучать не будут (поэтому там их строить и не надо).

 

1 знак

Соль мажор

Фа мажор

 

2 знака

Ре мажор

Си-бемоль мажор

 

3 знака

Ля мажор

 

Ми-бемоль мажор

4 знака

Ми мажор

Ля-бемоль мажор

 

 

 

Пояснения конкретно к аккордам До мажора:
для до мажора C7 нужно исключать звуки фа и си
для фа мажора F7 исключать ми и си-бемоль
для соль мажора G7 исключать до и фа-диез

А если выделить общее правило - исключать нужно звуки доминантового тритона к данному аккорду

Какая из этого польза. Если в цифровке используется малый мажорный септаккорд, можно применять это правило, для того чтобы играть мелодию квартовыми аккордами.
Пример

Есть ли здесь исключения? – есть, как обычно, в случаях с опеваниями
В примере опевание выделено красным:

опевающий квартовый пласт (аккорд)

Практические задания.
Блюзы, как вы заметили, во всех тональностях не играют. Поэтому рекомендации будут такие: в первую очередь освоить бемольные тональности Ми-бемоль, си-бемоль и фа мажор. Это нужно для того, чтобы играть с саксофонами и кларнетом. Потом можно по одной браться за соль мажор, ре мажор, ля и ля-бемоль мажоры. Упражнения на игру даю ниже по тональностям.


 

Задание на игру блюзов

Предложенные схематические примеры проиграть осмысленно. Далее берете любой блюз, находите в цифровке все малые мажорные септаккорды и играете гармонизуемую ими мелодию квартовыми аккордами (там, где их надстройка возможна)

 


 

Обо всех аккордах блюза в рамках блюзовой пентатоники см. здесь

Донат, поддержать ресурс

Фактура джаза