3. Дополнительный курс
  • Register

Септаккорды мажорного лада

о септаккордах в джазе
упражнения на тесное расположение
упражнения на смешанное расположение
упражнения на широкое расположение   
септаккорд - горизонты возможностей   
игра септаккордов в левой руке

 

Септаккорды мажорного (натурального) лада

 

Септаккорд – поочередно построенные три терции, где нижний звук – есть его основной тон. Так прописано в теории музыки классической, где самим септаккордам в произведениях отводится место на самых задворках. Если хотите знать о септаккордах все, нужно обратиться к практике музыки джазовой.

 

Септаккорды в джазе - это базис, на котором все зиждется и из которого много чего интересного проистекает. Сегодня уже можно утверждать, без септаккордов джаза нет. Применительно к фортепианному исполнительству септаккорды с одинаковым успехом применяются и в правой, и в левой руке. Аккордеонисты и баянисты более строят их, исполняя правой рукой, хотя некоторые из септаккордов можно набрать и в левой руке на готовой клавиатуре (большой мажорный, малый минорный, малый мажорный, уменьшенный), на выборной левой клавиатуре баяна (аккордеона) можно исполнять все виды септаккордов как на фортепиано, проблемы при этом возникают с интонированием и навигацией. Гитаристы играют септаккорды без каких-либо сложностей, струнники фрагментарно, духовики - соответственно, могут лишь обыгрывать их (что могут делать и все выше перечисленные инструменталисты). Септаккорд аккорд громоздкий, он порождает экспрессивный (перкуссивный) спектр звучания, что и дает основу музыки высокого градуса. При отсутствии увеличения динамического диапазона увеличение градуса звучания дает джазу целый ряд преимуществ, благодаря которым его поклонники никогда не переведутся. Структурная компактность септаккорда <внутри октавы> дает ему целый ряд преимуществ не только в возможности исполнения в основном виде, но, главным образом, в возможности исполнять все виды его обращений, которые благодаря этому свойству компактности идентифицируются человеческой психикой правильно. А это означает лишь то, что септаккордовая фактура функционально наследует все ладовые тяготения, теоретически заложенные в принципах построения классической музыки (частично эту функциональность ослабляя), но также септаккордовая фактура открывает новые возможности для взаимодействия с перкуссивными созвучиями совсем нетерцового строения внутри и вне рамок лада. Септаккордовая фактура прекрасный соединительный материал для всех более сложных с точки зрения европейской терцовой системы созвучий, к которым в первую очередь можно отнести нонаккорд. А нонаккорд уже совсем не так компактен, употребим не во всех обращениях, да и при игре джазовые музыканты исполняют его с неполным набором звуков. Без септаккорда было бы нереально вплести в джазовую фактуру нонаккорд, и более сложные аккорды (о чем здесь и стоило упомянуть).

 

Хоть сам септаккорд и не кажется нам такой уж сложной конструкцией, однако, основные сложности в фактуре джаза связаны именно с септаккордами и их обращениями. Нонаккорды и более сложные аккорды (например, с индексами 11, + 11) употребляются в рамках определенных обращений и определенных пропусков тонов (осн. тон, квинта). Септаккорды же звучны в любом расположении и во всех своих обращениях. И внешняя легкость их построения (чего там..., терцию к трезвучию пристроить) оборачивается большими сложностями, когда приходится использовать все фактурные возможности септаккорда. А он, благодаря своим акустическим свойствам, является связующим звеном с другими аккордами, более перкуссивными и менее функционально выраженными.

Пример1. (связки с квартовым аккордом, с нонаккордом, с перкуссивным интервалом, с блюзовым интервалом)

 

Если для игры квартовых аккордов, ноаккордов или септ-, нон- аккордов с секстой достаточно поставить голову, то для игры септаккордов нужно поставить руку. Мир септаккордовой фактуры на порядок разнообразнее:

1) в мелодической октавной нише помещается 5 аккордов на основе септаккорда (вместе с обращениями) и все звучат
2) септаккорды обращаются и звучат в тесном, широком, смешанном расположениях с одинаковым успехом
3) септаккорды звучат в любом ладу, от любой ступени как сами по себе, так и параллельном движении от одного к другому

 

И сам септаккорд и все его обращения звучат функционально определенно и перкуссивно. По поводу функциональной определенности стоит сказать отдельно. Для горячей музыки это крайне важно. В структурах сочетаний частот колебаний по вертикали и горизонтали отсутствие напряжений и разряжений (другими словами, нагнетания напряжений и спада напряжения) указывает на беспорядочный набор звуков (как дети играют на фортепиано), это юридически также подпадает под разряд творчества и тому много примеров у целого ряда авторов, но история списывает этот бред, который может осесть в учебниках, пособиях, где угодно, но только не в сердцах слушателей. Что касается септаккордов натуральных звукорядов и их обращений - они наследуют функциональность своих трезвучий. В этом кроется огромный фактурный и мелодический потенциал. Простыми словами, с септаккордом можно делать очень много чего. Как соединять септаккорды с другими аккордами джаза можно посмотреть здесь (ссылка). А на данный момент полезным будет поиграть все обращения всех септаккордов.

 

Тесное расположение (закрытая позиция)

практические упражнения на игру септаккордов

 

Септаккорды с их обращениями в тесном расположении - это в джазе самое распространенное явление. Они встречаются в партиях обеих рук, применяются как в гармонии так и в мелодии. На их основе можно встретить целые фрагменты структурных вариантов импровизаций. Септаккорды участвуют как в прозрачных местах композиций так и в насыщенных местах движения целых септаккордовых пластов, что частично также составляет основу параллелизма в джазе. И обычная мажорная гамма, гармонизованная септаккордами, на слух обладает задатками законченной джазовой пьесы. Поэтому применение септаккордов в закрытой позиции нужно довести до автоматизма: только подумал - и уже сыграл. Для этого перед игровым занятием можно регулярно буквально несколько минут проигрывать фрагменты ниже приведенных заданий. Септаккордовая техника в закрытой позиции осваивается быстро.

Играть пример сначала одной рукой, потом другой рукой, затем двумя руками по всем тонам. Для избавления от рутины первый пример рекомендуется играть один день, второй - другой день.

игра септаккордов в тесном расположении 1

игра септаккордов в тесном расположении 2

Следующее упражнение будет полезным, т.к. в практической игре такие фрагменты арпеджио по септаккордам имеют место встречаться. Для не пианистов играть верхнюю строчку (в скрипичном ключе). Таким же образом для избавления от рутины первый пример рекомендуется играть один день, второй пример играть другой день.

игра разложенных септаккордов по арпеджио 1

игра разложенных септаккордов по арпеджио 2

Второй вариант игры по разложенным септаккордам также будет полезен, т.к. также имеет место быть в джазовом исполнительстве. Те же два варианта для четных и нечетных дней занятий.

игра разложенных септаккордов по арпеджио сверху вниз 1

игра разложенных септаккордов по арпеджио сверху вниз 2

 

 

Начинающим рекомендуется поиграть правой рукой во всех тональностях данное упражнение, стремясь играть с опорой на первую и третью доли, и постепенно увеличивая темп в рамках отсутствия остановок и сбоев.

септаккорды - правая рука

Для левой руки рекомендуется поиграть упражнение

септаккорды - левая рука

 

А далее в качестве каждодневной разминки можно использовать приведенные ниже упражнения. Для тренинга предлагается простой плагальный оборот мажора I+7 - IIm7. Данный вариант в джазе применяется очень часто. Оборот с отсутствием доминанты предлагается не случайно.

Доминантовый септаккорд джаза: при плавном (без скачка) соединении субдоминантового септаккорда с доминантовым септаккордом возникают две нехорошие вещи. 1) по степени диссонантности доминантовый септаккорд менее диссонантен чем предшествующий ему субдоминантовый, 2) параллельные квинты звучат явно нехорошо. Выходы, конечно, найдены. Например, 1) использовать перед доминантой септаккорд II ступени, 2) добавить в доминантсептаккорд сексту (реже нону, чаще нону с секстой, можно пониженные), 3) применять другую фактуру. Выход этот удачный, но здесь мы выходим за рамки данного занятия. Поэтому не стоит упражняться в игре неиспользуемых на практике оборотов. Вам же нужно запомнить, что доминантсептаккорд в джазе в обычном виде редкость и не применяется в подобных случаях, а его усложненный добавленной ноной и/или секстой аналог имеет два удачных акустических варианта обращений (из них не сделать построений в виде арпеджио). Подробнее об этом можно посмотреть здесь (ссылка).

 

Поэтому играем септаккордовые обороты без доминанты

септаккорды до мажора

септаккорды ре-бемоль мажора

септаккорды ре мажора

септаккорды ми-бемоль мажора

септаккорды ми мажора

септаккорды фа мажора

септаккорды соль-бемоль мажора

септаккорды соль мажора

септаккорды ля-бемоль мажора

септаккорды ля мажора

септаккорды си-бемоль мажора

септаккорды си мажора

 

Блокаккорды на основе септаккордов

Блокаккорд также попадает под определение закрытой позиции в джазе. Для тренинга блокаккордов просто играйте партию правой руки с добавлением мелодического голоса октавой ниже в партию левой руки. Это совсем несложно. Все выше изложенные примеры для этого годятся.

 

 

Смешанное расположение

 

Септаккорды в смешанном расположении звучат еще объемнее и экспрессивнее. Они занимают более широкую акустическую частотную нишу, что придает им массивность. Интервальный внутренний состав таких септаккордов уже включает в себя не только терции и секунды. Также три верхних звука могут быть обращены по отношению к неизменному басу и для основного тона септаккорда, и для его обращений. Как и говорилось ранее септаккорды функционально определены в любом положении и для любого обращения, поэтому открытой позицией для данных аккордов также нужно уметь владеть с хорошей степенью совершенства.

 

В качестве самого простого из упражнений можно порекомендовать исполнение гаммы септаккордами смешанного расположения. Пример, приведенный ниже играть по тонам вверх (по четным числам календаря)

септаккорды, параллельное движение

Стоит обратить внимание на тот факт, что именно в данном расположении акустически оправдан пропуск квинтового тона без условий и ссылок на контекст, что в джазе используется часто, и что позволяет облегчить бремя тяжелой септаккордовой фактуры (работает только для основного вида септаккорда).

септаккорд с пропущенным квинтовым тоном

Для нечетных чисел календаря можно порекомендовать ниже следующий пример на игру септаккордов смешанного расположения

игра параллельных септаккордов в смешанном расположении

В смешанном расположении три верхних голоса могут обращаться по отношению к одному и тому же басу. Вот так будет выглядеть первое обращение верхних голосов септаккорда (играть по тонам на четные дни недели)

обращения трех верхних голосов септаккорда - играть

Играть по нечетным датам по тонам вверх

обращения трех верхних голосов септаккорда - второй вариант

Второе обращение трех верхних голосов теоретически возможно, но на практике используется крайне редко. Поэтому к игре оно не рекомендуется

мало применяемый вариант изложения септаккорда

Движение параллельных пластов из обращений септаккордов также возможно и также будет звучать, но в импровизационной практике джазовых пианистов такое встречается крайне редко, поэтому ограничимся заданиями на параллельное движение основного вида септаккорда.

 

Первые упражнения на игру параллельных септаккордовых пластов можно было играть и без нот, учитывая знаки для каждой тональности. С игрой обращений септаккорда в данной фактуре дела обстоят несколько сложнее, т.к. параллелизм голосов при этом разрушается, и теряется легкость в ориентации на клавиатуре. Поэтому все упражнения выписаны во всех тональностях с целью облегчить исполнение.

 

Играть по четным числам:

обращения септаккорда в смешанном расположении До мажора

обращения септаккорда в смешанном расположении Ре-бемоль мажора

обращения септаккорда в смешанном расположении Ре мажора

обращения септаккорда в смешанном расположении Ми-бемоль мажора

обращения септаккорда в смешанном расположении Ми мажора

обращения септаккорда в смешанном расположении Фа мажора

обращения септаккорда в смешанном расположении Соль-бемоль мажора

обращения септаккорда в смешанном расположении Соль мажора

обращения септаккорда в смешанном расположении Ля-бемоль мажора

обращения септаккорда в смешанном расположении Ля мажора

обращения септаккорда в смешанном расположении Си-бемоль мажора

обращения септаккорда в смешанном расположении Си мажора

 

Играть по нечетным числам:

 

Два выше представленных упражнения проиграть, конечно, необходимо, но нужно учитывать, что такого рода фактура используется в более медленных темпах и реже в сравнении с закрытой позицией (тесным расположением). Поэтому, если упражнения на закрытую позицию нужно доводить до автоматизма, данные упражнения носят характер ознакомительный (отнеситесь к ним как к забаве). 

 

 

Примечание:

Многие аккорды встречаются в разных тональностях и звучат одинаково. Но в разных тональностях они будут иметь разные звукоряды (касается это остальных звуков, не входящих в вертикаль аккордов). Подробнее об этом смотреть здесь (ссылка)

 

Широкое расположение

 

Широкое расположение септаккорда (кварты-квинты-сексты-септимы) может потребоваться в создании интересных вариантов голосоведения. Отдавая дань правде, нужно признать, что импровизационные материалы не могут похвастаться изобилием применения септаккордов в таком расположении. Хотя, они сами и их обращения сохраняют свою благозвучность и функциональность. В силу широкой своей расположенности они звучат в сравнении с предшественниками по расположению еще более объемно. Септаккорды широкого расположения могут использоваться в параллельных пластах, а также могут встраиваться в общую широкую фактуру вертикали, но управляться с ними технически намного сложнее, т.к. для исполнителя визуальная терцовая наглядность септаккорда напрочь утрачивается. Акустически септаккорды широкого расположения имеют такой же окрас как и септаккорды закрытой позиции, но в ощущениях на слух как многотерцовые созвучие уже не позиционируется, и в этом есть доля своих плюсов. Желающие укрепиться в практике исполнения септаккордов в данном расположении могут поупражняться по предложенным ниже схемам.

 

Вопрос: где нам может понадобиться широкая септаккордовая фактура - закономерен. Если импровизировать такими аккордами как в тесном расположении будет супер громоздко по звучанию и архи сложно по исполнению, то для гармонизации мелодии вертикальными вставками (аккордовыми надстройками с участием обеих рук) данная фактура придется очень кстати. Конечно, здесь нет места резвости, зато есть много других полезных моментов, которыми не стоит пренебрегать.

 

До мажорный септаккорд с обращениями в широком расположении:

 

Для того чтобы септаккорды в данном расположении как-то отложились в мышечной памяти, следует поиграть данные ниже упражнения. Как и в упражнениях выше для игры предлагаются аккорды без септаккорда доминанты. В данном случае септаккорды тоники и двух видов субдоминанты. Доминантовый септаккорд в чистом виде с обращениями играть не предлагается (не употребимо в джазе). Возможно, цифровая запись основного основного вида септаккорда как-то улучшит понимание и поиск аккорда в широкой позиции.

 

септаккорды до мажора широкого расположения

септаккорды Ре-бемоль мажора широкого расположения

септаккорды Ре мажора широкого расположения

септаккорды Ми-бемоль мажора широкого расположения

септаккорды Ми мажора широкого расположения

септаккорды Фа мажора широкого расположения

септаккорды Соль-бемоль мажора широкого расположения

септаккорды Соль мажора широкого расположения

септаккорды Ля-бемоль мажора широкого расположения

септаккорды Ля мажора широкого расположения

септаккорды Си-бемоль мажора широкого расположения

 септаккорды Си мажора широкого расположения

С точки зрения классического четырехголосия, благозвучия, и возможностей физиологического исполнения на фортепиано можно выделить еще два положения септаккорда в широкой позиции:

вариант септаккордов в широкой позиции

И тогда на один тон в басу можно построить 4 разных септаккорда широкой позиции:

четыре вида септаккорда в широкой позиции на один басовый звук

 

 

Септаккорд - горизонты фактурных возможностей

 

Насколько плотно септаккорд заполняет всю фактурную нишу, показывает ниже следующий пример гармонизации баса До, созданный в рамках исполнительских возможностей (до сверх широкого расположения)

8 фактурных вариантов септаккорда на басу До

Мы брали в учет первый вариант (бас в четырехголосии может отстоять на интервал больше октавы) фактурных вариантов, если такой интервал между тремя верхними голосами - это уже сверх-широкое расположение, его касаемся в самых крайних случаях

сверх широкое расположение (2-й септаккорд)

А теперь попробуем соединить тонический септаккорд с субдоминантовым. И посмотрим, что из этого получится. Для субдоминанты гармонизация баса Фа выглядит так

8 фактурных вариантов септаккорда на басу Фа

Перенесем некоторые (первые 4) септаккордов субдоминанты на октаву вверх для того, чтобы совместить все септаккорды с тонической нишей (через один рисунок выше):

8 фактурных вариантов септаккорда на басу Фа - вариант

Теперь запишем поставим одно под другим и посмотрим с прослушиванием, есть ли акустически благозвучные варианты их соединения в классическом (прозрачном четырехголосии)

Тоника:

8 фактурных вариантов септаккорда на басу До

Субдоминанта:

8 фактурных вариантов септаккорда на басу Фа - вариант

Смотрим на аккорды из двух примеров выше и подбираем те, которые совпадают без скачков в голосах (традиционные правила гармонизации). Исследуем благозвучные и неблагозвучные варианты

Благозвучные варианты:

звучащее соединение септаккордов

Акустически звучит благозвучно, но с точки зрения классической теории музыки здесь возникает грубая ошибка: септима септаккорда идет вверх, а должна разрешаться нисходящим ходом на секунду.

Незвучные варианты:

неправильное соединение септаккордов

Исполнение правила разрешения септимы вниз, упорно дает акустическую ошибку, обоснованную параллельными (и скрытыми) квинтами (первый такт перечеркнутого примера), и дает некрасивое звучание скачка септимы на кварту в двух нижних голосах (второй такт).

Не вижу причин следовать классическим правилам разрешения септимы в септаккорде. Если этим пренебречь, то в четырехголосии есть место септаккордам. Это говорит о большом и еще не раскрытом контрапунктическом потенциале джаза. И как следует из последнего примера, и здесь не всегда будет полная свобода.

 

Игра септаккордов в левой руке

 

Импровизционная направленность джаза требует исполнения септаккордов в одной левой руке при солирующей и не участвующей в гармони правой. В левой руке исполняются все виды септаккордов с их обращениями в тесном расположении без потери функциональности. Также исполняются септаккорды смешанного расположения в пределах децимы от основного тона и от терции (первое обращение).

 

Примеры в стадии разработки...

 




Прошлые материалы по данной теме

 

Септаккорд – поочередно построенные три терции, где нижний звук – есть его основной тон. (О напряжениях и тональных связях, а также об обертоновых рядах см. здесь). Какие бывают септаккорды и как они обозначаются см.здесь. Перенесение одного или нескольких звуков на октаву вверх (или вниз) – будет называться обращением септаккорда. В диатоническом ладу имеется семь септаккордов (от каждой ступени). Играть джазмену приходится и септаккорды и их обращения в правой и в левой руке, чаще по отдельности, реже совместно; для правой руки в тесном расположении (широкое крайне редко – можно пересчитать по пальцам), для левой и в том и в этом. Также приходится набирать септаккордовые пласты в широком и еще шире (сверх широком) расположении двумя руками (такой большой пласт, но не блокаккорд) и в блокаккордах.
Раз так, начнем упражняться.

Играть в трех тональностях со знаками при ключе:

Все диатонические септаккорды поступенно
затем с обращениями
затем обращения поступенно

В правой руке (тесное расположение), в левой и тесное и широкое (если позволяет растяжка; если позволяет, но не совсем – на арпеджиато).

Затем тоже самое – в блокаккордах и в широком,
а затем в сверх широком расположении – двумя руками.

Донат, поддержать ресурс

Фактура джаза