3. Дополнительный курс
  • Register

Субдоминанта джаза

Субдоминанта в джазе – возможно все

В данном случае рассматриваются возможности субдоминанты именно по части джаза. И вертикаль и горизонталь субдоминанты содержат потенциал несколько шире рамок традиционного септаккорда или его обращений.

С точки зрения коммуникабельности со звукорядом лада субдоминанта стоит на первом месте. Поэтому ей присущи:

1) максимальные возможности гармонизации любого мелодического фрагмента
2) неограниченные возможности мелодической имитации со 100% ступеневой сохранностью цитируемого фрагмента
3) использование любого набора звуков или возможных в данном ладу аккордов в качестве верхней надстройки над субдоминантовой функцией
4) максимальные возможности выражения в квартовой фактуре

Прежде чем начать что-либо излагать, следует отметить, что речь идет о нескольких «избранных» ладах, по отношению к которым и принято знакомить учеников с понятием субдоминанты (и это не странно, как пример: в лидийском ладу вообще нет субдоминанты по определению). Было бы правильным сообщить, что, несмотря на заявленное равноправие ладов по отношению к факту быть использованными в репертуарах, доминирующие позиции (разница исчисляется порядками) отведены нескольким основным ладам, в которых по умолчанию и проводится весь базовый теоретический курс.

*Важно!!! Чтобы не возникало путаницы в ряде случаев структурной схожести субдоминантовых и доминантовых аккордов и звукорядов, следует отметить, что субдоминанта отличается от доминанты своими макро- (функциональными) тяготениями. Доминанта - это, прежде всего V-I ход в басу (и у побочных доминант тоже). Субодминанта может разрешаться по разному, но нигде такого хода не будет, хотя структура ее вертикали (или используемый звукоряд) могут быть сильно схожими с доминантовыми, если вычленить их из контекста.

-------
Далее в для наглядности лады будут показаны в виде вертикали звучащего терцового ундецимаккорда (терцдецимаккорда), в этом и есть суть коммуникабельности субдоминанты. Данные аккорды уже сами по себе звучат как полный джаз. Изыска в них предостаточно. Если проанализировать из джазовой классики фрагменты их применения, становится ясным факт, что изюминка находится именно в том месте, где их используют. Так что не стоит думать, что джаз это умело составленные фрагменты II(m)7-V7-I
Есть звучащие и нетрадиционные созвучия в вертикали субдоминанты, которые без осознания материалов данного урока рука просто не повернется сыграть. В конечном итоге общее исполнение будет страдать недостатком некоторых приемов создания джазовой красоты. В субдоминантовой вертикали имеется много уникального и непонятного для непосвященных. С точки зрения упрощения фактуры (уменьшения голосов вертикали за счет пропуска), изучая вертикаль субдоминанты, мы уже некоторым образом затрагиваем сферы ладового джаза, т.к. получаем уже созвучия не совсем традиционные. И, конечно же, насыщенная вертикаль гармонической субдоминанты – это место для грусти, лирики и ностальгической мути на тернистом пути к тонике. Для стимуляции изучения данного вопроса могу отметить, что не многие из джазовых музыкантов далеко углублялись в данные дебри. И есть еще не открытые горизонты для гармонических ладов в джазе.

-------

Это ладовые фавориты:

Натуральные мажор и минор
Гармонический мажор
Мелодический минор

 

1) натуральный мажор (ионийский лад: 1-й такт примера)
натуральный минор (параллельный ему эолийский лад: 2-й такт примера)

Пример1

Субдоминта джаза. Её терцовая вертикаль в натуральном ладу.


2) гармонический мажор (1-й такт примера)
гармонический минор (в некотором роде параллельный гармоническому мажору)

Пример2

Терцовая вертикаль субдоминанты в гармоническом ладу.


3) мелодический минор. Разрешается в субдоминантовый терцово насыщенный аккорд.
*мелодический мажор (с VI, VII низкими ступенями) как-то редко и вскользь упоминается в теории и цитируется в произведениях, весьма далек от мелодического минора.
*блюзовый мажор (его субдоминантовый терцово насыщенный аккорд по структуре и звукоряду идентичен аккорду мелодической субдоминанты одноименного минора). В блюзе все же имеет место употребление ундецимаккорда (терцдецимаккорда) на субдоминанте из одноименного мелодического минора. Переходит в тонику или доминант насыщенный аккорд.


Пример3 (мелодический минор)

Терцовая вертикаль субдоминанты в мелодическом миноре.

Пример4 (блюзовый мажор)

Терцовая вертикаль субдоминанты в блюзовом мажоре.



В данных ладах субдоминантовый нонаккорд расширяется путем законного прибавления ещё одной терции до ундецимаккорда (аккорд с индексом 11). Этот индекс возможностью своего существования, прежде всего, и обязан субдоминантовой функции в джазе.

Насчет индекса 13 - не стоит обольщаться, он не несет такой революционности как индекс 11. Следующая прибавленная терция (индекс 13) это всего лишь секста. В любом трезвучии есть место дорийской сексте, и это применяется во всех аккордах.

Правило. Субдоминантовая вертикаль может быть расширена до границ терцдецимаккорда (индекс 13), а это свидетельствует в пользу того, что на любой звук лада на субдоминантовой функции можно опереться (примеры ниже…).

Пример 1. До-мажор натуральный. Сыграйте каданс (T-D-T), затем любой из ниже представленных фрагментов субдоминантовой последовательности на басу II+7 или IIm7 субдоминантовой функции мажора. Любой фрагмент звучит и может быть использован в контекстах.

Субдоминанта натурального мажора. Опора на любой ладовый звук.

 

 

Пример 2. До-минор натуральный. Сыграйте каданс (T-D-T), затем любой из ниже представленных фрагментов субдоминантовой последовательности на басу IVm7 или IIm7(-5) субдоминантовой функции минора. Любой фрагмент звучит и может быть использован в контекстах.

Субдоминанта натурального минора. Опора на любой ладовый звук.

 

Пример 3. До-мажор гармонический. Сыграйте каданс (T-D-T), затем любой из ниже представленных фрагментов субдоминантовой последовательности на басу VIm+7 или IIm7(-5)9 субдоминантовой функции мажора. Любой фрагмент звучит и может быть использован в контекстах.

Субдоминанта гармонического мажора. Опора на любой ладовый звук.


Пример 4. До-минор мелодический. Сыграйте каданс (T-D-T), затем любой из ниже представленных фрагментов субдоминантовой последовательности на басу IV9субдоминантовой функции минора. Любой фрагмент звучит и может быть использован в контекстах.

Субдоминанта мелодического минора. Опора на любой ладовый звук.

 *Аккорды левой руки даны в терцовой фактуре. В примерах она дана исключительно для наглядности (дабы не усложнять жизнь тем, кто еще не знаком с материалами занятия Построение аккордов в левой руке

-------


Уникальная способность ладового звукоряда, разместиться целиком в единой звучащей терцовой вертикали расширяет и гармонические, и фактурные, и, следовательно, мелодические возможности импровизатора (сочинителя).

Рассмотрим фрагмент органной токкаты Ре-минор И.С. Баха

Фрагмент токкаты ре-минор.

Фрагмент, выделенный скобками, полностью может быть гармонизован функцией субдоминанты. Гармонизуем:

Фрагмент токкаты ре-минор как Субдоминанта джаза

Заменим трезвучное звено секвенции на секстаккордовое (что, кстати в классике встречается чаще в силу избежания параллельных квинт):

Измененный фрагмент токкаты ре-минор как Субдоминанта джаза

Звучит, и может быть взято на вооружение. Теперь возьмем звено из двух кварт (квартового аккорда):

Сильно измененный фрагмент токкаты ре-минор как Субдоминанта джаза

Снова звучит, и снова может быть взято на вооружение. И в качестве закрепления используем звено секвенции из 2-х квинт:

Радикально измененный фрагмент токкаты ре-минор как Субдоминанта джаза

Не нужно рассматривать все приведенные трансформации как троллинг известного произведения. Они лишь показывают вариантность системы.

 

Примеры из классики

Один из примеров секвенции аккордов, где несколько разных аккордов вполне могут быть трактованы как варианты субдоминантовой фактуры

"Растёт в Волгограде березка"

Пономаренко, усложненная субдоминанта

Если убрать дубли в голосах и положить в левой руке субдоминантовую функцию, получится примерно следующее:

Усложненная субдоминанта, тесты

Можно было бы дать данное нисходящее движение и не в виде секстаккордов, например, в виде кварт-аккордов, как уже было продемонстрировано в примере с Бахом. Суть в том, что на других функциях обязательно попались бы незвучащие фрагменты, а на субдоминанте такие пласты будут звучать от любой ноты, главное умело прийти, куда следует. Возьмите на вооружение.

 

Форма блюза опирается на повторную и имитационную структуру. Поэтому пример из блюза на имитацию будет наиболее подходящим.

Если желаете, послушать целиком "Кул Блюз" Чарли Паркера можно в Антологии здесь. Мы же рассмотрим область мелодического рифа на субдоминанте в теме блюза:

Кул блюз Чарли Паркера. Точная имитация на субдоминанте

Теперь сдвинем участок, выделенный цветом, сначала на секунду вниз, затем на секунду вверх. Будет ли звучать...

Кул блюз Чарли Паркера. Сдвинутая имитация на субдоминанте

 

Кул блюз Чарли Паркера. Сдвинутая вверх имитация на субдоминанте

Звучит. Напомню в вертикали это аккорд IV9(+11)13. Также напомню, что это аналог терцдецимаккорда из одноименного минора (то же самое, только в профиль: одинаковые и вертикаль, и звукоряд).

 

Квартовая фактура - потенциальные возможности

О многообразии квартовых аккордов описано в других уроках (начните с квартовых цепочек). В данном на примере двух соседних кварт в вертикали надстройки (правая рука) рассмотрим потенциальные возможности Субдоминанты в джазе.

 

Пример 1 (До-мажор). Квартовый потенциал субдоминанты натурального мажора:

субдоминантовые квартаккорды в мажоре

*Седьмая ступень в верхнем голосе придает звучанию явно лидийский колорит (вверху в примере помечено: "V")

 

Пример 2 (До-мажор). Квартовый потенциал субдоминанты гармонического мажора:

 

субдоминантовые квартаккорды в гармоническом

 

Пример 3 (Ля-минор). Квартовый потенциал субдоминанты натурального минора:

субдоминантовые квартаккорды в натуральном миноре

 

Пример 4 (Ля-минор). Квартовый потенциал субдоминанты мелодического минора:

субдоминантовые квартаккорды в мелодическом миноре

*Звездочкой помечен аккорд или интервал из белых клавиш (лад натурального ля-минора), - звучать будет все, главное, логично соединять с после следующим терцово-насыщенным аккордом тоники. Т.к. в данном случае Dm7-аккорд - это аккорд натуральной субдоминанты, следующий за аккордом субдоминанты мелодического минора (D7-аккорд)

На самом деле насыщенная вертикаль мелодической субдоминанты минора используется чаще всего в контекстах с параллельным мажором. Ей чаще предшествует параллельный мажор, и чаще вся конструкция разрешается именно в аккорды параллельного мажора. Поэтому ниже даем наиболее типичный пример.

 

Пример 4а (Ля-минор). Квартовый потенциал субдоминанты мелодического минора:

субдоминантовые квартаккорды в мелодическом миноре, вариант 2

В выше приведенном примере зашифрованы два варианта: 1) C+7 - D9(6) - Dm7(9) - G7(6) - C6 ; 2) C+7 - D9(6) - С6. В первом случае звено доминанта-тоника подразумевается, но не прописано, доиграйте, если нужно сами (хотя бы, один раз для ощущений).

 

Такой же субдоминантовый звукоряд в такой же вертикали может быть использован в блюзовом мажоре (только это уже Ля-мажор)

Пример 5 (блюзовый Ля-мажор). Квартовый потенциал субдоминанты блюзового мажора:

субдоминантовые квартаккорды в блюзовом мажоре

Хочется отметить тот факт, что у терцдецимаккорда мелодической субдоминанты имеется вариант тритоновой замены

Пример и пояснения готовятся...

 

Итак, закрепим еще раз. Субдоминанте присущи:
1) широкие возможности гармонизации любого мелодического фрагмента
2) неограниченные возможности мелодической имитации со 100% ступеневой сохранностью цитируемого фрагмента
3) использование любого набора звуков или возможных в данном ладу аккордов в качестве верхней надстройки над субдоминантовой функцией
4) широкие возможности выражения в квартовой фактуре

Принцип разрешения субдоминанты в тонику
Аккордовая вертикаль джаза насыщена в рамках как минимум от септаккорда, поэтому некоторые негласные правила разрешения одного насыщенного аккорда в другой, все-таки, должны соблюдаться.
1) Лучше избегать прямого терцового параллелизма
Пример
2) Уже субдоминантовый септаккорд содержит как минимум 2 доминантовых звука.



Альтерированная субдоминанта
Здесь также нужно начать с оговорок. В классической теории (бригадный учебник) даже двойная доминанта является альтерированной субдоминантой. Альтерированных субдоминант на основе энгармонического обращения малого мажорного септаккорда много. И даже любимая джазменами тритоновая доминантовая замена – отностися в классике к разряду альтерированных субдоминант. Мы их трогать на данном этапе не будем. Двойную доминанту мы уже рассматривали как доминанты здесь (ссылка на материал). Рассмотрим уменьшенный септаккорд от четвертой повышенной.

У большого количества музыкантов, интересующихся джазом, уменьшенный септаккорд – это область чисто доминантовая. Такое есть, т.к. статистика использования именно уменьшенных септаккордов к этому располагает. Но ради отдания почестей именно субдоминанте, этот случай стоит рассмотрения. В данном случае интерес представляет случай использования возможного конфликта (если хотите красивого перечения) натурального звукоряда с гармонической вертикалью уменьшенного аккорда (внизу). Здесь в качестве мелодического звукоряда подходят как минимум 6 звуков (т.е. почти весь лад).




Альтерированная субдоминанта и субдоминантовый звукоряд – извлекаем пользу из внутреннего конфликта.
Задание: исследовать, насколько можно использовать натуральный лад на функции альтерированной субдоминанты, а также гармонический и мелодический звукоряды.

Принцип разрешения альтерированной субдоминанты в тонику
1) Разрешение нижнего аккорда
2) Разрешение возможной верхней настройки

Субдоминанта в блюзовом звукоряде

Рассматриваем и данный случай. Не бросать же его так

Субдоминанта
По факту получается другой лад, и малый мажорный септаккорд в вертикали

Альтерированная субдоминанта
Материал готовится…





 

Донат, поддержать ресурс

Фактура джаза