3. Дополнительный курс
  • Register

Возможные варианты исполнения группы восьмых

Для внесения разнообразия, либо для создания экспрессии, или еще по каким причинам в джазе существует целый ряд вариантов исполнения последовательностей восьмых нот (чаще именно в импровизациях). Все способы звучат экспрессивно, некоторые более изысканно, а некоторые существуют как мало описанное явление (как якобы «игра с оттяжкой»). Мы, конечно, внесем ясность и разберемся в тонкостях, т.к. такое определение для современного метода обучения джазу, согласитесь, имеет море вариантов трактовок, и уж эти виды оттяжек вы научитесь играть и понимать. Большинство джазовых нотаций не отображает этих приемов, а некоторые из приемов исполнения восьмых не удастся отобразить в нотах, сохранив простоту и наглядность нотного текста. Но объяснить саму суть можно, а, значит, можно и отработать вид данной техники исполнения.

1. Триольный пунктир – наиболее распространен, т.к. более половины джаз произведений имеет метрическую триольную структуру (пульсацию). И ритм секция во главе с барабанщиком месит именно триольную сетку (разумеется, с синкопами). Группа таких восьмых самодостаточно экспрессивна по своей внутренней структуре:
Пример.
Приемом овладеть абсолютно несложно при самостоятельных занятиях в одиночку.
2. Ровными восьмыми – именно в триольном метре ровные дуоли звучат еще более экспрессивно (эффект некоего пробуксовывания), т.к. порождают метрический конфликт с ритм секцией. Почувствовав экспрессию приема при самостоятельных занятиях можно лишь в моменты перехода с пунктира на ровные восьмые, а по-настоящему это ощущается только в составе.
3. Ровные восьмые с обратной артикуляцией со слабой (относительно слабой) доли на сильную (относительно). Понятно, что ровность таких восьмых чуть сдвигается в сторону легкого свинга.
Пример.
Прием экспрессивен и даже изыскан. Количество несовпадений с ритм секцией еще больше, и появляется несовпадение именно в сильную долю. Данный штрих более редок в употреблении, но его может самостоятельно освоить любой музыкант, т.к. он ощутим на слух и вырабатывается в самостоятельных занятиях.
4. Прием оттяжки. Теперь речь пойдет о весьма редком, и забываемом в наше время приеме – исполнения ровными восьмыми на триольном метре ритм секции таким образом, что при ровной игре восьмых солиста начало второй (четвертой) ровной восьмой совпадает с началом третьей (шестой) триольной доли (восьмой) ритм секции. За счет этого и получается свинг там, где его, вроде бы, нет. Нотация данного исполнения будет выглядеть следующим образом:
Пример.
Понятно, что по таким нотам прочитать чего-либо и тем более сыграть сразу – весьма проблематично даже для бывалых музыкантов.
Почувствовать звучание этого при самостоятельных занятиях без ритм секции (комбо состава) – практически нереально. Очень хорошо начинать исполнение с восьмой из затакта.

Практические задания на игру с упражнениями. А также нотные и аудио примеры – смотрите в "Подробном курсе".

Донат, поддержать ресурс

Фактура джаза