3. Дополнительный курс
  • Register

Временные (неустойчивые) лады

I. В одной из предыдущих тем мы говорили о джазовых ладах. Еще свежи в памяти два рассмотренных случая: 1) сохранение тональности при любых функциях цифровки; 2) уход в лад тональности нового аккорда. И лады здесь мы рассматривали в чистом виде. Такое положение вещей распространяется, по преимуществу, на основные функции лада. Но всем известно, джаз славится хроматизмами и тягой к «пряной» (перченой) гармонии. И потому, помимо применения простых функций T, S, D и им параллельных – есть четкая тенденция применения функций далеких тональностей. Это привносит альтерацию некоторых ступеней основного лада, т.к. здесь совсем не обязателен уход из основной тональности. Просто лад получает новые (свежие) краски. Здесь мы сталкиваемся со случаями трансформации основного лада под функцию аккорда тональности дальше первой степени родства (выяснить о родствах). Для простоты буду называть их трансформированными ладами. По строению чередований тонов-полутонов они не похожи на 7 ладов народной музыки.

 

I I. Вторая часть, освещающая возникновение в мелодии новых ладов, в которых структура ступеней не совпадает с ладами народной музыки. Сейчас поговорим о ладах в мелодии, ступени которых не совпадают (обходят рядом) даже некоторые ступени трезвучия. Одной из подсистем данного случая является уже известный нам блюзовый лад, в котором в мелодии обходится стороной большая (мажорная) терция. Это один из самых распространенных случаев.
Рассмотрим оставшиеся случаи. Имеются лады (гаммы), где в мелодии стороной обходится квинта и даже основной тон. В таких системах мелодических конструкций – незыблемой является именно терция (если и ее обойти стороной – будет непонятное звучание).

 

Такие лады живут в гаммо-подобных мелодических конструкциях, при наличии предшествующего насыщенного диссонансами материала и при переходе между функциями (лучше, чтобы такая гаммообразная конструкция стремилась к устойчивой ступени новой функции). Получается т.н. альтернативная замена классической гамме, содержащая большее количество напрягов – в рамках определенного благозвучия (не люблю незвучащую музыку – просто ненавижу). Здесь следует сделать оговорку – все эти построения совсем не часто имеют место быть и совсем не в детских стилях и произведениях крепких (ведущих) джазовых музыкантов.

Какие функции и аккорды (по структуре) могут гармонизовать такие мелодические конструкции?- минор, мажор, V7:
Примеры: 1, 2, 3…

Полученные мелодические лады с такими искривленными гаммами также не схожи по структуре с ладами народной музыки. Честно говоря, данный урок вышел из рамок начального курса, просто я решил закрыть тему с джазовыми ладами. Примеры будем искать в американском джазе пост 50-х годов.

Донат, поддержать ресурс

Фактура джаза