3. Дополнительный курс
  • Register

Время (метрические сдвиги)

Чтобы создать ощущение сдвига времени внутри, казалось бы, жесткого квадрата мало просто выставить другой размер. И это в джазе не требуется по определению (не забывайте – это тема с вариациями). И потому, такое (смена размеров) бывает не часто. Как пример, возьмем прилагаемую в практической игре импровизацию Ли Конитца. Советую хоть раз попробовать ее поиграть хотя бы до середины, чтобы понять, о чем идет речь. Как бы мы здесь не группировали размер для собственного удобства – все равно, материал внутренне группируется самостоятельно, благодаря строению мотива и использованию определенных алгоритмов, основанных на устоявшихся стереотипах восприятия музыки. И как бы жестко не отыгрывал квадратную структуру барабанщик, слушатель все равно теряет ощущение четкого квадрата, а то и совсем запутывается в метре. В данном уроке будем рассматривать два рабочих метода метрической сбивки: зацикленный риф и явная отработка (обыгрывание) функций, выстроенных в синкопированном порядке (чаще по звукам септаккорда или какого-нибудь тетрахорда).

Риф – в этом случае несколько раз используется звено, по размеру чуть больше или меньше определенной кратной метрической структуры (образующей длительности в размере, например, четверти). Это звено может быть статичным (не изменяться)
пример

может перемещаться
пример

либо может перемещаться его мелодический тон
пример

Полный период уложения таких рифов (от одной сильной доли до другой) может сильно отличаться по продолжительности от нескольких четвертей до некоторого большого количества тактов. Это зависит от количества дробных длительностей, содержащихся в структурной попевке. В случаях, когда риф начинает использоваться не с сильной доли или когда полный период получается весьма продолжительным – происходит потеря ощущения метра, т.е. потеря сильной и слабой долей, после чего дальнейший материал воспринимается уже более свежо (непонятное всегда интригует).
Многие такие сбивки принудительно раньше времени окончания полного периода приводятся солистом в опорную долю метра при завершении. И, как показывает практика, риф не обязательно должен начинаться с сильной доли и заканчиваться ею.

Итак, два вида построения рифов: с малым периодом и большим периодом.

Отработка функции (функциональный стереотип) – суть сдвига здесь примерно та же, только вместо одинакового звена рифа берется обыгранное движение функций. Как правило, внутренняя группировка нот и смысловые акценты на начала новых функций и создают психологическое смещение мелодии внутри времени жесткого квадрата (разрушают квадрат). Если линия баса поддерживает эту конструкцию (обговорено исполнителями заранее или выписано в нотах) – эффект только усиливается.
пример

Данные два средства не единственные для создания ощущения разрушения (выхода из ) времени. К этой теме я еще постараюсь обратиться в других уроках (например, 2-х и 3-х дольное дробление длительности, варианты группировок, зацикливаний, синкопы, ритмы босса новы, самбы и многое другое).

В заключение нужно отдать должное величайшему пионеру бибопа Чарли Паркеру, который мастерски владел этими приемами на спонтанном уровне – именно в момент создания импровизации – да так лихо, что лично мне (не считаю это зазорным) было непросто положить ряд его импровизаций на нотную бумагу.

Важно понимать: мелодика – мелодикой, но такие построения основываются на ритмических фигурах, которых (если призадуматься) не так уж много наберется. Посему, мой добрый совет (если хотите позабавиться над музыкантами в момент игры своей импровизации) – запишите ритм и запомните, если услышите красивую сбивку. Запомните ритм – потом само будет укладываться уже на мелодическом уровне. Не поленитесь.

Задания: играть прилагающуюся импровизацию Паркера + саксофоновое и гитарное соло в трех тональностях.

Донат, поддержать ресурс

Фактура джаза