Выбор тонального центра влияет на многие вещи: на исполнение гамм, пассажей, на обоснованное появление знаков альтерации, на структуру мелодии и на методы построения рифов и любых мелодических фигур и многое другое – на все то, что в конечном счете образует саму импровизацию. Это влияет и на внутреннюю структуру мелодических тяготений музыкального материала вокруг единого тонального центра, без чего звучание может быть абсолютно абсурдным (все же имеются школы атонального письма музыки – поэтому оговоримся, что речь идет не об этом).
Различают (имеется) два подхода к построению импровизации:
1. Обыгрывается один лад, выбранный для определенного отрезка темы. Здесь все действо разворачивается вокруг единого тонального центра. Все ступени остаются неизменными даже при смене функции (что, разумеется, не относится к хроматическим звукам). В самой мелодии четко прослеживается тяготение к одному тональному центру. Знаки альтерации – соответственно в мелодии не меняются. Возможно несовпадение (перечение) звуков функции (левая рука) со звуками мелодии.
2. Обыгрывается отдельный аккорд. Новый аккорд – новый тональный центр. В мелодии – частое появление новых знаков альтерации. Вертикаль функции набирается из звуков, присутствующих (вероятных) в мелодии. Перечения мелодии с аккордом функции нет (за исключением применения блюзового лада, где оно присутствует по определению).
Примеры
1. Проходящий оборот
1
2
2. Бейсин стрит
1
2
3. В блюзовом ладу
1
2
Как видите, некоторая разница все же имеется. Я постарался подобрать ярко выраженные примеры. Но не всегда грань различий в методах будет столь ощутимой, особенно когда будут применяться близлежащие функции (T-S, D-T).
Разница в методах обыгрывания отчасти объясняет то, что в одинаковых географических местах разных импровизаций на тему присутствуют разные знаки альтерации для основных ступеней лада мелодии (не хроматических).
Не стоит отдавать предпочтение одному из способов обыгрывания мелодии. Они могут использоваться и в отдельном произведении, и поочередно сменяясь, или даже поочередно в одинаковых местах квадратов.
При создании импровизации на тему с богатой цифровкой очень даже часто требуется выбор нового опорного лада (т.е неоднократно применяется метод – 1).
Из ярких примеров «Девушка из Ипанемы» и «Как высоко луна»:
1
2
Какие удобства несет осознание тонального центра: