3. Дополнительный курс
  • Register

Выбор опорного лада

Выбор тонального центра влияет на многие вещи: на исполнение гамм, пассажей, на обоснованное появление знаков альтерации, на структуру мелодии и на методы построения рифов и любых мелодических фигур и многое другое – на все то, что в конечном счете образует саму импровизацию. Это влияет и на внутреннюю структуру мелодических тяготений музыкального материала вокруг единого тонального центра, без чего звучание может быть абсолютно абсурдным (все же имеются школы атонального письма музыки – поэтому оговоримся, что речь идет не об этом).

Различают (имеется) два подхода к построению импровизации:

1. Обыгрывается один лад, выбранный для определенного отрезка темы. Здесь все действо разворачивается вокруг единого тонального центра. Все ступени остаются неизменными даже при смене функции (что, разумеется, не относится к хроматическим звукам). В самой мелодии четко прослеживается тяготение к одному тональному центру. Знаки альтерации – соответственно в мелодии не меняются. Возможно несовпадение (перечение) звуков функции (левая рука) со звуками мелодии.

2. Обыгрывается отдельный аккорд. Новый аккорд – новый тональный центр. В мелодии – частое появление новых знаков альтерации. Вертикаль функции набирается из звуков, присутствующих (вероятных) в мелодии. Перечения мелодии с аккордом функции нет (за исключением применения блюзового лада, где оно присутствует по определению).

Примеры
1. Проходящий оборот
1
2
2. Бейсин стрит
1
2
3. В блюзовом ладу
1
2

Как видите, некоторая разница все же имеется. Я постарался подобрать ярко выраженные примеры. Но не всегда грань различий в методах будет столь ощутимой, особенно когда будут применяться близлежащие функции (T-S, D-T).
Разница в методах обыгрывания отчасти объясняет то, что в одинаковых географических местах разных импровизаций на тему присутствуют разные знаки альтерации для основных ступеней лада мелодии (не хроматических).
Не стоит отдавать предпочтение одному из способов обыгрывания мелодии. Они могут использоваться и в отдельном произведении, и поочередно сменяясь, или даже поочередно в одинаковых местах квадратов.

При создании импровизации на тему с богатой цифровкой очень даже часто требуется выбор нового опорного лада (т.е неоднократно применяется метод – 1).
Из ярких примеров «Девушка из Ипанемы» и «Как высоко луна»:
1
2

Какие удобства несет осознание тонального центра:

  1. оперируя ладом, вы обнаружите, что почти всегда все его звуки будут звучать нефальшиво
  2. для этого лада возможен вариант использования блюзовой пентатоники (или блюзового лада)
  3. на этих участках уже смело можно использовать опробованные ранее и изложенные мной и Н.П. в уроках методы конструирования мелодии импровизации

Донат, поддержать ресурс

Фактура джаза