«Руки пианиста должны порхать над клавиатурой как птицы »- кому не знакомо это изречение Листа; однако как воплотить эту идею в действительности? Существует и другое выражение : «Пальцы бегают по клавишам ».
Главное противоречие в процессе игры : соединение вертикальных и горизонтальных движений рук и их частей – пальцев, предплечий, плечей .
Так бег или полет? Пальцы или плечи? Что ведет ,а что ведомо? И в чем именно смысл «полета» рук?
Фактически только пальцы в момент взятия звука делают чисто вертикальные движения; все остальные части рук делают в той или иной мере эллипсообразные движения.Уже из этого становится ясен примат движений верхних частей рук , однако этому есть и более глубокие анатомо –физиологические обоснования.
Определение Листа не просто литературно изящное выражение, но и совершенно точное анатомически : наши руки – результат эволюции формы крыльев, идущей от наших птичьих предков. Попросту (хотя это заняло рколо 200 миллионов лет) треугольник крыла одним концом отделился от боковой части тела и раскрылся таким образом, что стало возможно вытягивать его прямой линией , что мы зачастую и делаем- и делаем в основном анатомически неправильно.
Представьте себе, что мы еще обладаем крыльями вместо теперешних рук; и пытаемся играть ими на ф-но. Ничего бы не получилось; и не столько из-за отсутствия пальцев, сколько из-за того, что вследствие крылиных движений наше тело все время взмывало бы со стула в воздух .
Если полетные движения первичны, то каков смысл работы над так называемой «пальцевой техникой»? Ведь издавна существует бесконечное количество сборников упражнений и этюдов, несущих столь до боли знакомое кодовое наименование «Fingertechnik».
Ответ : НИКАКОГО , разумеется в смысле простого ловкого шевеления пальцев !
Это объясняет , почему часть из даже выдающихся пианистов не занималась т.н. работой технической работой на гаммах, упражнения и этюдах.
Но ведь над чем- то надо работать , требуется какя-то техника исполния, которая сама собой не придет. Если это не пальцевая техника, то какая?
Г.Нейгауз в своем »Искусстве фортепианной игры» бросил фразу ,которая должна была стать заголовком всей темы «фортепианная игра» ; но фактически заняла место еще одной «пользительной « детали : «Рука обрисовывают фразу» .
Что значит: «рука обрисовывают фразу» ? Сказать , что рука обрисовывает фразу – это как бы сказать , что воздух в дыхательных путях обдувает произнесенное голосом предложение. Это то , что видно на глаз; однако истинная суть – рука ДЫШИТ; и дышит в соответствии с построением фразы .
Отсюда естественный вывод: если требуется работа над какой-то техникой, то это должна быть работа над ТЕХНИКОЙ ДЫХАНИЯ РУК В СВЯЗИ С МУЗЫКАЛЬНОЙ ФРАЗИРОВКОЙ .
Нам знакома техника дыхания от йогов- пранаяма, что действительно является неотъемлемой частью традиционного индийского муз.исполнительского воспитания.
Раз идет речь о дыхании, значит возникает дополнительная предваряющая стадия работы над исолнением музыки- отработка фразировки дыхания рук вне инструмента , а именно в воздухе ; сопровождающаяся пением.
В этой стадии работы становятся отчетливыми 2 главные точки такого дыхания: начало и конец фразы ; а все остальные движения становятся промежуточными.
Автор назвал это «контурным дыханием рук ».
Теперь спрашивается – в чем роль пальцев? Ответ : как у парящих в воздухе птиц есть моменты, когда они приземляются на момент , чтобы схватить пальцами ног добычу и унести ее ; так и парящие руки «приклавиатуровываются» , чтобы схватить и вытащить звуки из клавиш. В этом случае пальцы согласуются с контурным дыханием рук так же, как у птиц пальцы ног – с парящим телом.
Таким образом исправленный ответ на вопрос "сколько нужно заниматься" будет гласить :" Насколько возможно сегодня- минус время на пальцевые упражнения".