Баян в джазе
  • Register

Метроном

HTML5 Metronome
©
--
уд/мин

Баян в джазе

Баян и готовая левая баянная клавиатура - хороши в эстраде. В джазе  требуется показать другой язык, другую философию, другие возможности.

Готовую левую клавиатуру в ряде случаев использовать можно (готовим пример из каравана), но для того чтобы играть действительно реальный джаз (не псевдо переложения или эстрадно народные обработки) – нужно осваивать выборную левую клавиатуру. Это даст также дополнительный рост в гармоническом плане и в плане освоения джазовой фактуры. По акустическому опыту, как только совершаются попытки задействовать баян в джазовом ансамбле, где наличествует кбас или бас гитара, - его баянный бас, во-первых: не прослушивается, во-вторых: зачастую становится лишним, только мешая контрабасу. При этом само исполнение в гармоническом плане обедняется. Гармония джаза изысканная, ее не передать средствами готовой клавиатуры.

Серьезным тормозом в вопросе использования готовой клавиатуры в джазе (и вообще) является отсутствие возможности увидеть глазами заранее, куда, собственно, нужно нажимать. Это минус из области навигации. Заводских меток До, Соль и Фа не всегда бывает достаточно. И более повезло тем, у кого данные ноты на готовой левой клавиатуре вообще не помечены. Из личной практики можно рекомендовать самостоятельно пометить все «черные» ноты. Тогда, особенно при игре аккордов, уже наощупь ориентироваться гораздо легче, и  момент будущего промаха предощущается заранее. От широких прыжков можно избавляться, включая голову и заменяя прописанные в партии аккорды на более удобные из другого (более близкого) яруса. Пара меток карандашом, и фортепианные джазовые пьесы уже можно полноценно играть на баяне.

 

Вторым психологическим минусом для игры джаза на баяне по фортепианным нотам является отсутствие возможности играть на педали. В случаях работы с произведениями, где педаль имеется или подразумевается, не стоит перекладывать прием на баян или стараться дотянуть звук. Прием для баяна противопоказанный. Нужно разбить педальный аккорд на тремоло, несколько более коротких аккордов, заменить гармоническим оборотом, либо попросту укоротить долго тянущийся аккорд. Только такой подход позволит нормально интонировать в мелодии, не раздувая аккордового (педального) пузыря, которого при длинных аккордах на баяне просто не избежать.
Грамотно отнесясь к двум выше изложенным факторам, на баяне можно играть настоящий джаз.

------------------------------------

Некоторые вещи, рекомендуемые для пианистов, также подходят и для баяна. Урок о левой руке в джазе для пианистов настоятельно рекомендуется к изучению любому баянисту, желающему продвигаться в области джаза, хотя бы для того, чтобы окончательно не закиснуть от однообразия и безысходности.
-------------------------------------
Прежде чем вообще что-то рекомендовать для начала занятий, следует обратить внимание на одну архиважную вещь. Если Вы взялись за разумную игру двумя руками, где на долю левой приходится исполнение аккордов (это будут септаккорды, нонаккорды, джазовые интервалы и сложные аккорды) и других технических фактурных сложностей – всегда помните: о том, чтобы смотреть на правую руку во время игры, нужно забыть. Любой наклон головы навстречу клавиатуре, или инструмента навстречу голове влечет за собой две неприятные вещи.
1) плохо влияет на звук, не дает меху работать полноценно (работа баянным мехом – это дыхание инструмента)
2) многократно усложняет навигацию в левой (и в правой) руке, т.к. постоянная тенденция к смене наклона клавиатуры меняет рабочие углы, расстояния, положения рук
Баян инструмент и без того не совсем статичный с точки зрения закрепленного одного положения. Лучше, чтобы относительно туловища корпус (на котором располагается правая клавиатура) был максимально статичен. Тогда и играть легче, и в левой руке теряться будете меньше. У баянистов это обозначается термином «цепкость». К слову сказать, игра с погружением носа в правую клавиатуру – это дурная привычка в баянном исполнительстве. Нужно уметь ориентироваться наощупь.
-----

На фортепиано хроматически прилегающие друг к другу аккорды лежат рядом. На баяне – это немыслимо далекие расстояния в готовой левой клавиатуре. Джаз пропитан хроматизмами. Это еще один из весомых аргументов в пользу выборной левой клавиатуры.
Одним из преимуществ баяна перед фортепиано является факт наличия двух клавиатур. Пианисты в случаях исполнения мелодии в вокальном регистре вынуждены играть в левой руке в весьма низком диапазоне. Баян легко может предложить акустически более приемлемый вариант. Благодаря разнесению клавиатур и систем резонаторов, каши не происходит. Большой плюс для баяниста состоит в возможности, благодаря этому, исполнять мелодию темы или импровизации в голосовом регистре, что давалось далеко не многим джазовым пианистам и то при том, что левая рука уходила глубоко в низы. Основная же масса пианистов для того, чтобы показать всю прелесть джазовой гармонии вынуждена играть правой рукой уже ближе ко второй октаве.

Донат, поддержать ресурс

Объявления: Баян

Господа баянисты (аккордеонисты). Антология для многих инструментов уже запущена и многие музыканты уже играют реальный джаз в ансамбле на нашем сайте ОнЛайн. Если у вас имеется желание, пишите в комментариях, будем делать переложения для ваших инструментов. Только не забудьте указывать: для готовой или выборной клавиатуры записывать ноты.