2. Курс Нахума Переферковича
  • Register

Урок 12

Основные приемы развития мотива

1. Точное повторение мотива. В разумных пределах создает не скуку, но нагнетание напряжения; только опытным путем можно установить, сколько раз для данной ситуации можно повторить мотив, не усыпляя слушателей.
2. Мотивные секвенции: при повторе мотив переносится на другой звук. Так можно создавать целые секвенционные цепочки - восходящие и нисходящие; этим тоже не стоит злоупотреблять - импровизация начнет звучать как упражнение. С другой стороны французский композитор Мишель Легранд на секвенциях в своей музыке к фильмам заработал уйму денег...
3. Фрагментация мотива: хирургическая операция по извлечению из мотива и использованию отдельных фрагментов – по свободному выбору.
4. Мотивная добавка – операция, обратная фрагментации; тут не только режут, но пришивают: перед началом оригинального мотива, в его середине, и от последней ноты.
5. Расширение мотива: мотив играется попросту вдвое или втрое более длинными ритмическими единицами.
6. Сжатие мотив: процедура, обратная увеличению.
7. Инверсия мотива: обращение его интонации в противоположном направлении, но точно на тот же интервал.
8. Ракоходное движение мотива: по его звукам, но в строго обратном порядке – от последнего к первому.
9. Сдвиг мотива - может осуществляться в двух ракурсах: сдвиг во времени, при повторе может начаться раньше или позже соответствующей ритмической доли исходного мотива; сдвиг по высоте, когда отдельные звуки исходного мотива сдвигаются на октаву вверх или вниз.
10. Гармонические и ладовые подмены.
11. Итерация – это неоднократное повторение отдельного звука мотива.

Для разнообразия использован ритм босса новы.

Вложения: повтор.mp3
секвенции.mp3
фрагментация.mp3
расширение_сжатие.mp3
инверсия.mp3
ракоход.mp3
ритмический сдвиг.mp3
сдвиг звуков.mp3
подмена лада.mp3
итерация.mp3

riff_blues_of_the_moment.mp3