2. Курс Нахума Переферковича
  • Register

Урок 14

Аккордовая кухня

Кухня – место, где стряпают, включая и различные гарниры, пищу для желудка; аккордовая кухня – место, где стряпают гарниры для мелодий и для ушей. И тут есть специи-свои акустические. Не случайно, еще в 20-х гг. прошлого века типичные джазовые аккорды получили прозвище Pepper Harmony ,т.е. перченная гармония.

И действительно - характерной чертой джазовых аккордов всегда была перченная диссонантность, которая с развитием джаза достигла наивысшей степени в середине 60-х годов; а потом, смешиваясь с другими жанрами (рок, этническая музыка) в некоторой степени смягчилась.

Во всяком случае, для построения аккордов к Вашим услугам все звуки обертонов; да еще и оставшиеся 4 звука, дополняющие весь звуковой комплект до полного 12-ти звукового хроматического набора. Кто знает учебники по гармонии, временно забудьте о них - как уже было сказано - тут учатся не по книжным правилам, а по ушам, которые- то и диктуют правила. Поэтому у каждого, имеющего уши, есть возможность создать собственные аккордовые блюда.

Я намеренно говорю об аккордах, а не о гармонии, потому что, строго говоря, гармония занимается связями между аккордами; а мы с Вами говорим сейчас о связях между звуками внутри аккорда.

Обратитесь вновь к серии - или, если хотите - башне обертонов; и сравните их три группы (15_overtones.jpg) см.ниже

15_overtones.jpg

 


Неважно, какое обозначение получит каждое из созвучий, но между ними выделяются различия в трех параметрах: плотности, диссонантности и устойчивости, растущие с переходом в более высокие регистры.

А теперь начинается аккордовая стряпня:

1) Берем за основу внизу звуки первой группы- они создают широкий устойчивый фундамент для аккордовых надстроек,затем прибавляем любой звук – пока еще по одному - из второй или из третьей группы. Звучит обычно, даже иногда чего- то не хватает. (пример до паузы chords_kitchen_1.jpg) (chords_kitchen_1.mp3) см.ниже
chords_kitchen_1.jpg


2) Присоединяем к основе второй звук из второй группы(первый ведь удваивает основной) и присоединяем более высокие звуки из второй и третьей группы. (пример после паузы chords_kitchen_1.jpg) (chords_kitchen_1.mp3)

Последний в серии аккорд - отдельная статья, о нем будем говорить позже.

3)

Вложения: 15_overtones.jpg
chords_kitchen_1.jpg
chords_kitchen_1.mp3


Аккордовая кухня (Продолжение)

Приготовленные аккордовые блюда различаются между собой плотностью, диссонантностью и неустойчивостью, точнее? - неустойчивостью некоторых звуков в аккордах; но если их не разрешить – то весь аккорд становиться неустойчивым.
Что значит «устойчивость - неустойчивость» и «разрешения» внутри аккорда? Самыми устойчивыми обертонами являются два первых – прима и квинта, а все остальное вертится вокруг них. Чем выше мы поднимаемся по шкале обертонов, отличающихся от двух первых, тем более диссонантности и неустойчивости они вносят. Разрешить эти звуки - значит вести их в один из двух устойчивых, а именно - в ближайший (tension_resolution.mp3). Можно даже составить из группы обертонов сложный аккорд, не забывая о двух нижних основных (принцип квинты: квинта все уладит!), а затем разрешить каждый из них - какое облегчение! (tension_resolution_1.mp3) (tension_resolution_1.jpg) см.ниже
tension_resolution_1.jpg


В гармонии джаза эти диссонирующие звуки получили название harmonic Tensions, или попросту Tensions; то есть гармонические напряжения. Мы будем использовать термин звуки напряги, или просто напряги. Исключением является первый диссонанс - 4-ый звук второй группы обертонов; он хоть и диссонирует, но вместе с тремя другими обертонами создает базовое созвучие и в блюзе, и в джазе - четырехзвучный септаккорд; в отличие от трезвучий, характеризующих традиционную «классическую» гармонию.

Таким образом, джазовые созвучия обязаны содержать не менее одной напряги, а в основном больше: 2, 3, и более того. Диссонантный аккорд типа пример - напряж.-разреш.1 является типчным джазовым; а вот разрешение – нет, т.к. в нем отсутствуют напряги вообще – нарушение джазового принципа напряжения во всем.

Теперь рассмотрим – как соотносятся в блюзе три главных звука, или три главные тоники, или три главных аккорда на этих тониках. Иерархия между первым аккордом блюза на первой ступени и аккордом на пятой ступени, появляющемся в 9-ом такте блюзовой формы, очень ясна: второй обертон, и построенный от него аккорд, подчиняется основному звуку, неизбежно ведет в него, т.е. разрешается в тонику. Вот Вам акустически обоснованный ход 1-5-1 (1_5_1.mp3). Тут он звучит через Power Chords – в моем переводе силовые квинты.

А вот откуда взялась 4-ая ступень вместе с ее аккордом – субдоминантой? Если главный звук До, то это должно быть не иначе как Фа; да только в обертонах от До и намека на него нет!
Нет намека? Неточно; например второй обертон намекает на первый: пятая ступень намекает на первую, доминанта намекает на тонику. А на что намекает тоника, т.е. основной звук?

Небольшой расчет: второй обертон Соль находится квинтой выше первого До, он же и удвоение основного звука; ну а основной звук До МОЖЕТ быть расположен точно таким же квинтовым образом над... правильно, Фа! (4_1_4.mp3).

Выходит,что До ведет в Фа точно так же, как Соль ведет в До. А теперь составим формулу акустических взаимоотношений : 1:4 = 5:1.
Это и есть главная гармоническая формула 1- 4- 5- 1, т.е. тоника- субдоминанта- доминанта– тоника.

Те, кто уже учили в детстве муз. теорию ,наверно, позевывают. Они, наверно, знают и то правило,что доминанта 5 не должна предшествовать субдоминанте 4.

А вот для блюза как раз ход 5-4 типичен; и по-моему, Ю.Холопов не объяснял, почему.
Этот противоречащий европейской гармонии ход прибыл не из Европы и не из Нью Орлеана, но из Африки. Ступени 1(8), 4 и 5 есть три ГЛАВНЫЕ ступени из африканского пентатоническкого лада, и в качестве таковых могут следовать одна за другой в произвольном порядке. Это в оригинале не блюзовый ход, но ход в африканской музыке.

А для успокоения зевающих заметим, что при изучении этой знакомой до боли гармонической каденции вряд ли было подчеркнуто, что между доминантой и субдоминантой нет прямой акустической связи; есть только тональная...

Ну, а зачем вообще весь этот экскурс в классический гармонический оборот - каденцию, когда начали вообще с аккордовой стряпни?
А вот зачем: если хорошо прислушаться к этой серии 1- 4- 5- 1, то с легкостью можно установить, что 1 – наиболее устойчивый звук или аккорд, 4 – менее устойчивый, а 5 – наиболее неустойчивый, и стремится вернуться к 1 (1_4_5_1.mp3).

Отсюда попробуем совместить в конструировании аккордов оба качества: степени неустойчивости и степени диссонантоности. О том, как измерить степень диссонантности аккорда, поговорим позднее, а пока будем довольсствоваться тем, в более неустойчивом аккорде будет больше напряг. Для этого потребуется сначала выстроить три ряда обертонов - от До, от Фа и от Соль (1_4_5_1_full_chords.jpg); а затем ввести напряги в менее неустойчивые аккорды.

1_4_5_1_full_chords.jpg


В данном примере вышло следующее: в первом аккорде 0 напряг, во втором 1, в третьем и четвертом по 2, однако, третий аккорд наиболее плотный (1_4_5_1_full_chords.mp3).

Вложения: tension_resolution_1.jpg
1_4_5_1_full_chords.jpg
tension_resolution.mp3
tension_resolution_1.mp3
1_5_1.mp3
4_1_4.mp3
1_4_5_1.mp3
1_4_5_1_full_chords.mp3


Аккордовая кухня - добавка

Если подытожить тему (это не конец ее, а руководство к собственным поискам: слух, слух и еще раз слух!), то ищите в гармониях краски, настроения, мелодии; а не гармонические упражнения из книг Способина или Марка Левина. Вот гармонии настроения: spontan_chords.mp3