2. Курс Нахума Переферковича
  • Register

Урок 15

Компинг

Рифф является самой удобной формой и для импровизации, и для темы, и для компинга. Вся танцевальная музыка: свинг, буги-вуги, рок-н-ролл, твист, шейк, мадисон и т.д. построена на риффах. Кстати, требуется умение импровизировать в рамках танцевальной пьесы таким образом, чтобы под импровизацию можно было продолжать танцевать.

Одним из главных свойств музыки бибоп было антикоммерциальность и антитанцевальность. Музыканты этого направления старались всячески избегать использования в своей музыке стройных повторяющихся риффов, чтобы избежать танцевальности. Именно этого в свое время не понял пианист Дж.Ширинг, написавший специально для Чарли Паркера «Lullaby of Birdland » ; он видимо очень удивился, когда Паркер наотрез отказался играть посвященную ему пьесу. После этого Ширинг начал писать пьесы с очень сложным музыкальным языком, однако Lullaby до сих пор остался его хитом и излюбленной песней в джазовом репертуаре вокалистов- не инструменталистов.

Возвращаясь к компингу - его создание в импровизированном порядке основавается в первую очередь на риффах; значит, надо подыскивать подходящие риффы для компинга данной темы или импровизации конкретного солиста. Пример с полностью импровизированного концерта: cherokee_d_d_bridgewater.mp3 (Д.Д. Бриджуотер с трио Нахума Переферковича -1988 г.).

Аккомпанирующий рифф должен быть обильно разбавлен паузами; и в этом смысле его ритмическая часть в свинге обычно похожа на импровизированную партию малого барабана у ударника; в то же время, он заполняет паузы мелодии. При повторении риффа всегда надо стараться его варьировать, а не повторять механически.

Значит, порядок нахождения подходящих риффов следующий:

1. Найти подходящую мелодии ритмическую формулу в рамках 2-х или 4-х тактов. Если речь идет об импровизации, то следует познакомится с типичными ритмическими оборотами солиста - не случайно у солистов всегда есть продпочтения тому или иному аккомпаниатору (riff_from_melody.mp3) (riff_from_melody.jpg) см.ниже

riff_from_melody.jpg

 


2. Превратить эту ритмическую формулу в короткий мелодический отрезок - пример мелодический рифф (melodic_riff.mp3) (melodic_riff.jpg) см.ниже

melodic_riff.jpg

 


3. Подставить, если требуется, аккорды; хотя аккомпанирующий рифф можно часто играть и без аккордов. На синкопы риффа подставляются более диссонантные аккорды (riff_in_chords.mp3) (riff_in_chords.jpg) см.ниже

riff_in_chords.jpg


Вложения: riff_from_melody.jpg
melodic_riff.jpg
riff_in_chords.jpg
riff_from_melody.mp3
cherokee_d_d_bridgewater.wma

melodic_riff.mp3
riff_in_chords.mp3