2. Курс Нахума Переферковича
  • Register

Урок 17

Линеарная регармонизация джазовых стандартов, основанная на линии баса (для ф-но и пр. инструментов)

Обычные приемы тональной регармонизации в стандартном джазе строятся на функциональных заменах каждого из 3-х главных аккордов: II m7 (субдоминанта), V7 (доминанта) и I maj7 (тоника). Самая важная замена- доминанты; отсюда выходит, что доминантовый аккорд может находиться в 3-х местах: на обычной 5-ой ступени, на пониженной 2-ой и на 7-ой мажорной. (пример 1)

line_reharmonisation1.jpg


Значит, выходит следующее: движение баса аккорда на полтона вверх или вниз к басу следующего аккорда ассоциируется с разрешением доминантовой замены (sub 5). На этом построена техника массивной замены аккордов, строящаяся на предварительной гармонизации заново созданной хроматической басовой линии. Такая линия создается следующим путем: из подлежащей регармонизации фразы изымается часть аккордов с их басами; в то время как начальный и заключительный аккорд избранного куска (в среднем не более 4-х тактов) - остаются первоначальными. (пример2)

line_reharmonisation2.jpg


К определению типа новых аккордов можно подходить разными путями:
1. Гармонизовать аккордами типа заключительного, в данном случае серия минорных септаккордов, ведущих к заключительному Cm7. Каждый бас является примой аккорда, дающий ему наименование.(Пример 3-а)

line_reharmonisation3.jpg


Если есть несоответствие между звуком в мелодии и получившимся аккордом – это не должно беспокоить (если только мелодия не поётся); последний аккорд в этой серии создает разрешение таким столкновениям, в то время как каждая из линий- и мелодическая, и аккордовая- являются вполне логичными.

В данном случае звук баса оказывается более важным для соответствия аккорда, чем мелодия, функция которой при таком подходе к гармонизации становиться сравнительно пассивной.

2. Другой подход более гибок: тут избирается такой аккорд, чтобы подходил к звуку в мелодии на гармоническую долю; а типы аккордов- при тех же басах-  выбираются по слуху. (Пример 3-б)

Самое интересное тут: поскольку к оригинальному целевому аккорду ведет линия хроматических басов и аккордов, обусловленных не тональностью данного отрывка (key of the moment), можно свободно заменить целевой аккорд на любой другой, лишь бы подходил к мелодии, а потом создать подводящую к нему хроматическую линию баса, по принципу характеру аналогичную предыдущей версии, но с аккордовым сюрпризом в конце этого построения. (пример4)

line_reharmonisation4.jpg


Задания
Обозначить аккордовыми символами аналогичные гармонизации в следующих пьесах:
In a Sentimental Mood - первые 7 звуков мелодии, из расчета по аккорду на каждый звук.
Fly Me To The Moon - первые 4 такта из расчета: один аккорд в первом такте, по 2 во втором и третьем, один аккорд в четвертом.
Bye bye Blackbird - первые 7  звуков мелодии, из расчета по аккорду на каждый звук.

Вложения:

line_reharmonisation1.jpg
line_reharmonisation2.jpg
line_reharmonisation3.jpg
line_reharmonisation4.jpg