1. Курс обучения
  • Register

Занятие 07

Самое начало (выбор стратегии) импровизации

Прежде, чем начать что-либо объяснять, мне хотелось бы для начальной систематизации выделить четыре основных пути в стратегии создания импровизации. Разные пути предполагают разные системы звуков мелодии, относящихся к одной и той же гармонии, из которых и следует выбирать для создания линии импровизации:

I. Внутри функциональные построения мелодии импровизации, опирающиеся на терцовую, септ- и нон- аккордовую структуру функции.
II. Внутри ладовые построения мелодии (можно с использованием хроматизма, без которого джаз немыслим) - выбирается определенный ладовый центр для какого-нибудь участка импровизации (обойтись одним тональным центром на всю импровизацию практически нереально - будет звучать надоедливо). Не стоит думать, что звучание при этом будет всегда примитивным. В некоторых случаях ряд функций на выбранном ладу звучит очень изысканно.
III. Использование блюзового лада (блюзовых петнатоник).
IV. Конструктивные построения (верхние тона в политональном аккорде, фрагменты конструктивных гамм).

Все четыре способа не являются четко изолированными друг от друга, и в некоторых случаях методы построения мелодии могут подпадать сразу под несколько правил одновременно.
Перед тем, как читать далее - просмотрите материал урока "Создание джазовой импровизации на цифровку" и "Виды попевок (рифов)"

Продолжим:

Мелодия, какой бы философский смысл мы в это слово не вкладывали – вершина гармонической конструкции. И вполне логично, если септ-, нон- аккорды лежат в основе цифровки - использовать их в мелодии, разложенными или обыгранными в полном или неполном виде. Трезвучия, как вы догадались, будут частью такой системы.

Если вы еще не забыли, в одном из уроков мы уже обсуждали свойства септаккордовой системы звуков (вновь привожу схему незвучаний - смотреть схему) и пришли к выводу, что выбор звуков, которые просто можно нажимать "от балды" - весьма велик. Таковое не будет резать слух, но если нам захочется большей мелодической яркости и убедительности звучания - придется как-то урезонить спонтанное звукоизвлечение. Организация звуков мелодии по определенным принципам дает нацеливание на джазовую систему, дает иногда непосредственный показ функции прямо в мелодии, дает нередко стремление материала из одной точки в другую и, что важно, в рамках уже имеющихся стереотипов, но на новом джаз уровне. Очень важно - джаз опирается на 12-и тоновую европейскую систему и ничто в ней ему не чуждо (уж гармоническая функциональность такая же как в классике, только фактура иная и ритм).

Имеют внутреннюю логику и выразительно звучат:

1. Разложенное трезвучие, септ-, нон- аккорд (арпеджио).
2. Гамма, которую (если еще, к тому же, взять в расчет свинговое хромание) тоже можно трактовать как завуалированный септ-, нон- аккорд.
3. Риф - как структура, в джазе особо почетная.
4. Попевка - как минимальное логическое звено объединненых звуков (риф - по сути - тоже попевка, но структурно, интонационно и ритмически повторяющаяся).

Выберите нажатием кнопки интересующую вас страницу

Ссылка на урок "Проникновение мажора в минор и наоборот".

Донат, поддержать ресурс