|
Изображения, ноты, ссылки с сетевых ресурсов Малый мажорный септаккорд |
Выберите нажатием кнопки интересующую вас страницу
Эта схема составлялась и тестировалась для септаккордов. Чистый мажор обладает абсолютной всезвучностью к любым мелодическим конструкциям (это мы проходили). Далекие же трезвучные аккорды будут обладать суммарной созвучной составляющей:
1. мажорные: (X+7) + (X7)
2. минорные (Xm7) + (Xm+7)
- это для композиторов и бардов.
Догадливые также смогут осмысленно использовать систему для ладов народной музыки, выбирая в таблице лады с соответствующими ключевыми знаками.
Транспонировав во все тональности и убрав тестовую часть наших опытов, выделяем основную таблицу взимопроникновения аккордов:
Лад | Удаленный септаккорд | Лад | |||
C-dur | большой мажорный | малый мажорный | малый минорный | большой минорный | A-moll |
Db-dur | большой мажорный | малый мажорный | малый минорный | большой минорный | Bb-moll |
D-dur | большой мажорный | малый мажорный | малый минорный | большой минорный | B-moll |
Eb-dur | большой мажорный | малый мажорный | малый минорный | большой минорный | C-moll |
E-dur | большой мажорный | малый мажорный | малый минорный | большой минорный | C#-moll |
F-dur | большой мажорный | малый мажорный | малый минорный | большой минорный | D-moll |
Gb-dur | большой мажорный | малый мажорный | малый минорный | большой минорный | Eb-moll |
G-dur | большой мажорный | малый мажорный | малый минорный | большой минорный | E-moll |
Ab-dur | большой мажорный | малый мажорный | малый минорный | большой минорный | F-moll |
A-dur | большой мажорный | малый мажорный | малый минорный | большой минорный | F#-moll |
Bb-dur | большой мажорный | малый мажорный | малый минорный | большой минорный | G-moll |
B-dur | большой мажорный | малый мажорный | малый минорный | большой минорный | G#-moll |
"Эту ноту нужно играть так" - знаменитая фраза из отечественных "веселых ребят" - наглядно показывает, во что может вылиться строгое и нетерпимое отношение к соблюдению канона. Возможность даже незначительной перегармонизации темы привносит целый спектр новых ощущений и огромный выбор вариантов создания нового. Привожу яркий пример исполнения темы стандарта "Misty" Эрролла Гарнера в исполнении"АнтиДжаз бэнда" (вверху). Если вам незнакома эта тема, настаиваю на предварительном ознакомлении - ноты можно скачать в "Джаз стандарты загрузка".
Все мы наслышаны о заменах функций, но по большому счету кроме тритоновой замены доминанты и замены тоники на шестую ступень не много знаем. Данная же таблица позволяет заменять любые функции, исходя из того, какие звуки должны быть включенными в мелодию.
Напоследок даю возможность послушать известную всем тему Билла Эванса "Only Child" как образец межладового широкого мышления (вверху в проигрывателе).
Думаю, область исследований определена и вы сэкономите время, минуя массу пробных "ковыряний" в поисках нужного звучания. Уверен, многие будут неоднократно обращаться к данным таблицам как к хорошему алгоритму для отбора.
Заданий по этому уроку пока не даю. Следующий - будет на практическую часть. А пока внимательно отнеситесь и проиграйте все материалы этого урока.