1. Курс обучения
  • Register

Занятие 13

Как использовать речь для создания собственной импровизации

Уважаемые читатели нашего курса по импровизации, вы уже столькому научились, научились находить нужные звуки для цифровки, строить рифы, обогащать фактуру, видеть клавиатуру, анализировать джазовый звук. Но импровизация так и не хочет вам даваться. На самом деле, для движения вперед осталось совсем немного, и если вы вдумчиво прочли все уроки и поиграли задания из предыдущих занятий, то можете сделать большой скачок в технике импровизации. Но для начала, вам все же нужно снова забыть ноты... Странно, да?...

Многие музыканты, уже достигшие больших технических и исполнительских высот, так и не могут заставить себя импровизировать, не могут преодолеть психологический барьер, автоустановившийся для них уже давно. В новой серии уроков авторы сайта ставят перед собой задачу научить импровизировать даже не музыкантов. Главное здесь - применять поистине неиссякаемые методы создания импровизации, которые можно почерпнуть из языка (разговорной речи). Наша речь имеет выраженную, определенную по звуковысотности интонацию и, конечно же, ритм. Самое главное, что в процессе жизнедеятельности в социуме ритм и интонация речи оттачивается нами до совершенства. Для подтверждения этого можно обратиться к программам, умеющим читать текст. Их произношение едва поддается осмыслению, т.к. в нем нет интонаций (отношения субъекта к произносимому). Все, что мы говорим, звучит правдиво, не фальшиво и завершенно. Но об этом мало кто задумывается. Речь маленького человечка, только начавшего произносить первые слова, похожа лишь на отдельные звуки, к пяти же годам она уже превращается в настоящую музыку. И в разных состояниях возбуждения, принуждения кого-либо или просьбы, жалобы и т.д. - она звучит везде по-разному, но не фальшиво. А теперь подумаем, даже у изрядно подготовленного классического музыканта, начавшего вдруг сразу импровизировать, нет именно этой убедительности, правдивости и совершенства ритмо-интонационных связей. Он думает о нотах, а не о музыке, и не сопоставляет интонацию с эмоциональным состоянием, тем более, с принуждением, жалостью, грустью и т.д. Между тем, первобытный житель африкансткой общины мог спокойно импровизировать, будучи не обремененным знанием нот, гармонии, терминологии о синкопах, блюзовом ладу и т.п. Музыкальное действо в такой среде происходило от внутреннего состояния (душевного посыла), который рождал слова, которые сами и обличались в ритм и интонации под воздействием бита (чередующейся испульсивной метрической конструкции). Чаще это танцевальные движения, хлопки в ладоши или игра на перкуссии, приготовленной из предметов обихода или продуктов огорода или охоты.

Итак, чтобы начать тренинг по созданию импровизаци по этому принципу, какие три вещи должны воздействовать на музыканта, для того чтобы он мог извлекать из себя импровизацию, не переутомляя голову.

1) Бит, звучащий в метре (реально или в голове исполнителя). Нахум для этого рекомендует своим ученикам марширование. Мы рекомендуем барабанный минус.
2) Пермутацию. На первых порах для людей, не знакомых с нотной грамотой, принцип применения пермутации для импровизирования будет особо ценен. Для начинающих достаточно 3-х, 4-х звуков (для пианистов в одной позиции руки). Сначала нужно исполнять выбранные звуки вне гармонии (цифровки). Даже в этом случае обнаруживается масса интересных моментов. К пермутации нужно подходить с точки зрения наличия в разговорном фрагменте движения интонации и готово-заложенном ритме. Никакой науки, все из жизни. При движении дальше, уже в рамках цифровки - очень удобной оказывается блюзовая пентатоника с использованием 5-й пониженной (или 4-й повышенной) ступени блюзового лада. Она благозвучна и в то же время звучит по-джазовому для очень большого количества функций цифровки и идеально подходит для рабочего метода использования пермутации (перестановки). Далее для отбора звуков вам пригодятся материалы пройденных уроков, если подзабыли, читайте снова.
3) Речь. Теперь самое важное: ритмическая и интонационная часть. Если мы будем думать во время ходьбы как и куда ставить какую ногу и в какой очередности и через сколько шагов это повторять и на сколько градусов наклонить тело и.т.д. - упадем, не пройдя и 10-и шагов. Именно это и наблюдается при первых попытках начать импровизировать. Трудности возникают даже не с тем, какие ноты играть, а с тем, как их ритмически оформлять (во-первых) и как оформлять интонационно, а это нужно для правдивости звучания (во-вторых). Музыка не терпит фальши. Особенно если начинать задумываться, какие ноты играть из-затакта, какие в синкопах, какие триолями и т.п. Придумывать ритм так вот из головы - это все равно что пытаться ходить описанным выше способом. В музыке ритм не прозвучит вне интонации, звуки соподчиняются, интонация заставляет их быть длиннее или короче и сдвигаться по времени иначе многие вещи просто не прозвучат. Музыканты приходят к этому подсознательно, внутренне переваривая музыкальный материал в процессе изучения (исполнения). Интонированные фрагменты мелодии содержат ритм, отличный от математического. Именно эти микро различия делают интонацию яркой, завершенной и честной, не механической, а не только сила звукоизвлечения (как думают новички от музыки). Люди, хоть раз имевшие дело с секвенсорами и слышавшие как исполняются ноты компьютерными программами понимают, о чем я только что сказал.

Что примечательно, в обычной повседневной жизни мы все уже давно научились ритмически и интонационно импровизировать, вернее ритм нам подсказывает сама структура слов, имеющих в своих слогах внутренние акценты, которые в предложениях распределяются также чудесным образом, приобретая наилучший завершенный смысл. Снова сноска на технологические изыски нашего времени, если вам удавалось слышать, как компьютерные программы озвучивают текст по буквам - вам сразу бросается в глаза, что предложения не то что звучат неубедительно, а вообще не звучат. И ровный текст робота, правильно и четко произносящего буквы, нам даже непонятен, и он фальшив.

Русский язык также имеет большой потенциал для создания импровизации на лету. Он отличается от английского большим содержанием слогов в словах, если взять общую словесную массу и структурой построения предложений, но он также ритмически и интонационно организован, и может послужить хорошей отправной точкой для музыканта импровизатора. Итак, как говорил Нахум Переферкович: "Говорите в инструмент" и получите музыку, честную музыку.
По поводу вариантности, в русском языке уже сами заложены затакты: со/ба-ка - ла-ет/
И триоли: мо-ре - си-не-е (синее - звучит в триоли)

Произнося два этих примера мы выстраиваем интонации практически безупречно (правдиво). Самое важное здесь: мы мы не думаем при этом о ритме, тем более о его нотном образе. И вообще, заставлять работать фантазию, руководствуясь нотным образом (к примреу, образом синкоп или затактов) - вещь опасная и неоправданно затратная для внутренних ресурсов мозга.

Лучше в музыке опираться на предмет (звуковой образ), нежели на его неполноценное графическое нотное подобие. В большинстве случаев чистый музыкальный, ритмически и интонационно завершенный образ во время импровизирования не сможет вызваться у начинающего исполнителя, тем более, в момент бегущего времени. Вот здесь то на первых порах и в дальнейшем во многих случаях будет полезным использование речевых образов из речевых оборотов, фрагментов, фраз или целых предложений.

При расшифровке представленного момента импровизации (пока в обработке) на инструменте очень сложным оказывается понимание, откуда взялся такой ритм и такая сложная фразировка у джазового музыканта. Предположение того, что он говорит нечто на сленге именно в инструмент под звучащий бит - будет очень рядом с истиной. И как именно играли первые джазовые музыканты (сорви-головы)!!! Именно поперек, но в метре. Это сленг, а в нем оттяжки и скрытый импульс - точь в точь как в джазовых соло того времени. Сейчас джаз теряет именно сленг, все играют ровными восьмыми, шестнадцатыми, но сколько внутри импровизации пропало. Это следствие изучения джаза по нотам, а не по внутреннему состоянию.

 

 

Продолжение следует...

Донат, поддержать ресурс