Уважаемые читатели нашего курса по импровизации, вы уже столькому научились, научились находить нужные звуки для цифровки, строить рифы, обогащать фактуру, видеть клавиатуру, анализировать джазовый звук. Но импровизация так и не хочет вам даваться. На самом деле, для движения вперед осталось совсем немного, и если вы вдумчиво прочли все уроки и поиграли задания из предыдущих занятий, то можете сделать большой скачок в технике импровизации. Но для начала, вам все же нужно снова забыть ноты... Странно, да?...
Многие музыканты, уже достигшие больших технических и исполнительских высот, так и не могут заставить себя импровизировать, не могут преодолеть психологический барьер, автоустановившийся для них уже давно. В новой серии уроков авторы сайта ставят перед собой задачу научить импровизировать даже не музыкантов. Главное здесь - применять поистине неиссякаемые методы создания импровизации, которые можно почерпнуть из языка (разговорной речи). Наша речь имеет выраженную, определенную по звуковысотности интонацию и, конечно же, ритм. Самое главное, что в процессе жизнедеятельности в социуме ритм и интонация речи оттачивается нами до совершенства. Для подтверждения этого можно обратиться к программам, умеющим читать текст. Их произношение едва поддается осмыслению, т.к. в нем нет интонаций (отношения субъекта к произносимому). Все, что мы говорим, звучит правдиво, не фальшиво и завершенно. Но об этом мало кто задумывается. Речь маленького человечка, только начавшего произносить первые слова, похожа лишь на отдельные звуки, к пяти же годам она уже превращается в настоящую музыку. И в разных состояниях возбуждения, принуждения кого-либо или просьбы, жалобы и т.д. - она звучит везде по-разному, но не фальшиво. А теперь подумаем, даже у изрядно подготовленного классического музыканта, начавшего вдруг сразу импровизировать, нет именно этой убедительности, правдивости и совершенства ритмо-интонационных связей. Он думает о нотах, а не о музыке, и не сопоставляет интонацию с эмоциональным состоянием, тем более, с принуждением, жалостью, грустью и т.д. Между тем, первобытный житель африкансткой общины мог спокойно импровизировать, будучи не обремененным знанием нот, гармонии, терминологии о синкопах, блюзовом ладу и т.п. Музыкальное действо в такой среде происходило от внутреннего состояния (душевного посыла), который рождал слова, которые сами и обличались в ритм и интонации под воздействием бита (чередующейся испульсивной метрической конструкции). Чаще это танцевальные движения, хлопки в ладоши или игра на перкуссии, приготовленной из предметов обихода или продуктов огорода или охоты.
1) Бит, звучащий в метре (реально или в голове исполнителя). Нахум для этого рекомендует своим ученикам марширование. Мы рекомендуем барабанный минус.
2) Пермутацию. На первых порах для людей, не знакомых с нотной грамотой, принцип применения пермутации для импровизирования будет особо ценен. Для начинающих достаточно 3-х, 4-х звуков (для пианистов в одной позиции руки). Сначала нужно исполнять выбранные звуки вне гармонии (цифровки). Даже в этом случае обнаруживается масса интересных моментов. К пермутации нужно подходить с точки зрения наличия в разговорном фрагменте движения интонации и готово-заложенном ритме. Никакой науки, все из жизни. При движении дальше, уже в рамках цифровки - очень удобной оказывается блюзовая пентатоника с использованием 5-й пониженной (или 4-й повышенной) ступени блюзового лада. Она благозвучна и в то же время звучит по-джазовому для очень большого количества функций цифровки и идеально подходит для рабочего метода использования пермутации (перестановки). Далее для отбора звуков вам пригодятся материалы пройденных уроков, если подзабыли, читайте снова.
3) Речь. Теперь самое важное: ритмическая и интонационная часть. Если мы будем думать во время ходьбы как и куда ставить какую ногу и в какой очередности и через сколько шагов это повторять и на сколько градусов наклонить тело и.т.д. - упадем, не пройдя и 10-и шагов. Именно это и наблюдается при первых попытках начать импровизировать. Трудности возникают даже не с тем, какие ноты играть, а с тем, как их ритмически оформлять (во-первых) и как оформлять интонационно, а это нужно для правдивости звучания (во-вторых). Музыка не терпит фальши. Особенно если начинать задумываться, какие ноты играть из-затакта, какие в синкопах, какие триолями и т.п. Придумывать ритм так вот из головы - это все равно что пытаться ходить описанным выше способом. В музыке ритм не прозвучит вне интонации, звуки соподчиняются, интонация заставляет их быть длиннее или короче и сдвигаться по времени иначе многие вещи просто не прозвучат. Музыканты приходят к этому подсознательно, внутренне переваривая музыкальный материал в процессе изучения (исполнения). Интонированные фрагменты мелодии содержат ритм, отличный от математического. Именно эти микро различия делают интонацию яркой, завершенной и честной, не механической, а не только сила звукоизвлечения (как думают новички от музыки). Люди, хоть раз имевшие дело с секвенсорами и слышавшие как исполняются ноты компьютерными программами понимают, о чем я только что сказал.
Что примечательно, в обычной повседневной жизни мы все уже давно научились ритмически и интонационно импровизировать, вернее ритм нам подсказывает сама структура слов, имеющих в своих слогах внутренние акценты, которые в предложениях распределяются также чудесным образом, приобретая наилучший завершенный смысл. Снова сноска на технологические изыски нашего времени, если вам удавалось слышать, как компьютерные программы озвучивают текст по буквам - вам сразу бросается в глаза, что предложения не то что звучат неубедительно, а вообще не звучат. И ровный текст робота, правильно и четко произносящего буквы, нам даже непонятен, и он фальшив.
Русский язык также имеет большой потенциал для создания импровизации на лету. Он отличается от английского большим содержанием слогов в словах, если взять общую словесную массу и структурой построения предложений, но он также ритмически и интонационно организован, и может послужить хорошей отправной точкой для музыканта импровизатора. Итак, как говорил Нахум Переферкович: "Говорите в инструмент" и получите музыку, честную музыку.
По поводу вариантности, в русском языке уже сами заложены затакты: со/ба-ка - ла-ет/
И триоли: мо-ре - си-не-е (синее - звучит в триоли)
Произнося два этих примера мы выстраиваем интонации практически безупречно (правдиво). Самое важное здесь: мы мы не думаем при этом о ритме, тем более о его нотном образе. И вообще, заставлять работать фантазию, руководствуясь нотным образом (к примреу, образом синкоп или затактов) - вещь опасная и неоправданно затратная для внутренних ресурсов мозга.
Лучше в музыке опираться на предмет (звуковой образ), нежели на его неполноценное графическое нотное подобие. В большинстве случаев чистый музыкальный, ритмически и интонационно завершенный образ во время импровизирования не сможет вызваться у начинающего исполнителя, тем более, в момент бегущего времени. Вот здесь то на первых порах и в дальнейшем во многих случаях будет полезным использование речевых образов из речевых оборотов, фрагментов, фраз или целых предложений.
При расшифровке представленного момента импровизации (пока в обработке) на инструменте очень сложным оказывается понимание, откуда взялся такой ритм и такая сложная фразировка у джазового музыканта. Предположение того, что он говорит нечто на сленге именно в инструмент под звучащий бит - будет очень рядом с истиной. И как именно играли первые джазовые музыканты (сорви-головы)!!! Именно поперек, но в метре. Это сленг, а в нем оттяжки и скрытый импульс - точь в точь как в джазовых соло того времени. Сейчас джаз теряет именно сленг, все играют ровными восьмыми, шестнадцатыми, но сколько внутри импровизации пропало. Это следствие изучения джаза по нотам, а не по внутреннему состоянию.
Продолжение следует...