1. Курс обучения
  • Register

Занятие 14

общая готовая таблица блюзовых аккордов
выход блюза за пределы 3-х функций
поиск аккордов для пентатоники (2 этапа)
примеры на применение усложненной блюзовой гармонии
поиск аккордов для уменьшенного пента лада
примеры по гармонизации уменьшенного пента лада
очертания блюзовой пентатоники в кварто-квинтовом круге

 

Гармонические горизонты блюзовой пентатоники

 

Общая готовая таблица блюзовых аккордов

Пентатоника До:
  Db+7 Ab+7 Eb+7 Bb+7          
      Eb7 Bb7 F7 C7 G7 D7 A7
        Bbm7 Fm7 Cm7 Gm7 Dm7  
        Bbm+7          
                  Am7-5
Уменьшенный минорный блюзовый пента лад:
Gb+7 Db+7                
    Ab7 Eb7 Bb7 F7 C7 G7 D7  
      Ebm7 Bbm7 Fm7        
      Ebm+7 Bbm+7          
            Cm7-5      

 

Пентатоника Фа:
  Gb+7 Db+7 Ab+7 Eb+7          
      Ab7 Eb7 Bb7 F7 C7 G7 D7
        Ebm7 Bbm7 Fm7 Cm7 Gm7  
        Ebm+7          
                  Dm7-5
Уменьшенный минорный блюзовый пента лад:
Cb+7 Gb+7                
    Db7 Ab7 Eb7 Bb7 F7 C7 G7  
      Abm7 Ebm7 Bbm7        
      Abm+7 Ebm+7          
            Fm7-5      

 

Пентатоника Соль:
  Ab+7 Eb+7 Bb+7 F+7          
      Bb7 F7 C7 G7 D7 A7 E7
        Fm7 Cm7 Gm7 Dm7 Am7  
        Fm+7          
                  Em7-5
Уменьшенный минорный блюзовый пента лад:
Db+7 Ab+7                
    Eb7 Bb7 F7 C7 G7 D7 A7  
      Bbm7 Fm7 Cm7        
      Bbm+7 Fm+7          
            Gm7-5      

 

Выше представлены таблицы аккордов для гармонизации блюза. Это по сути одна таблица в трех тональностях. Чтобы понять, как они получены, внимательно изучите материалы, представленные ниже.

 

Выход блюза за пределы 3-х функций (3-х аккордов)

Прежде чем начать изыскивать какие-либо выводы, отметим, что блюз может и не выходить за пределы петнатоники, может не выходить за пределы 3-х функций, но чаще всего он выходит за эти пределы, и нередко выходит за пределы тонального центра (в современном блюзе могут использоваться отклонения или модуляции).

 

Однако не будем уподобляться мало модерируемым форумам, и постараемся разобраться, не спеша, без суеты – сначала с одним, затем с другим. Рассмотрим, как далеко распростираются гармонические связи от тонального центра блюзовой пентатоники.

Традиционная сетка блюза выглядит в упрощенном варианте так:

 C7  F7  C7  C7
 F7  F7  C7  C7
 G7  F7  C7  C7

Даю пример блюзовой пентатоники До на эту сетку (для примера использовал риф, покрывающий все 5 нот на каждый аккорд - для наглядности):

14-03
PLAY
PAUSE
STOP
Вкл.
Выкл.
0:26 мин

пентатоника в простом блюзе на 3 аккорда

А что можно добавить еще, мы сейчас и выясним.

Если не использовать технических приспособлений, такие поиски могут продолжаться весьма долго. Нужно помнить, что:

1. у блюзовой пентатоники есть как у простой пентатоники свои гармонические горизонты,

2. блюзовая пентатоника – это альтернатива натуральному мажорному ладу, но насколько альтернатива, и когда на каких функциях (аккордах) она может проявиться – об этом только сплошные намеки… С этим вариантом имеются интересные моменты, когда звучит то, что не должно звучать, но звучит только в определенном контексте.

 

Техническое приспособление на автопоиск того, что звучит, на нашем портале имеется. Это сервис поисковых таблиц

 

Он позволяет найти все. Так и сделаем, будем искать сразу для обоих случаев, а потом напишем нечто вроде уравнения, которое даст все очертания гармонических горизонтов блюзового лада, и будет включать в себя и выше описанные пункты  1) и 2).

 

Сервис специально был составлен и выведен из материалов трех занятий по Курсу импровизации для того, чтобы ответить на законный вопрос учащегося: «а почему играть надо по этим нотам, а почему только эти ноты звучат, кто придумал это правило звучания, и т.п.»

 

Перед тем как приступить, напомним, что искать мы будем те аккорды, на которых блюзовая пентатоника будет звучать, т.е. не аккорды, соответствующие какому-то фрагменту пентатоники, а аккорды, которыми можно гармонизовать все 5 ее звуков (в динамичном движении).

 

Поиск аккордов для пентатоники

Два этапа поиска (на примере блюзовой пентатоники До)

 

Минорная пентатоника от До встречается в трех минорах: Cm (тональность тоники), Fm (тональность субдомининты), Gm (тональность доминанты). Логичнее начать поиски из тональности Cm.

Напоминаем, блюзовая пентатоника от "До" - это: C, Eb, F, G, Bb

 

I этап. Поиск гармонических связей пентатоники

Переходим в поиск (ссылка) и набираем в окнах:

1) искать по звукам: I L N P S

2) тональность:  Eb-мажор & C-минор

И жмем «искать»

Выпадает 13 результатов.

Рис.1

ищем гармонизации для пентатоники

Записываем их синим так:

Пентатоника:
Db+7 Ab+7 Eb+7 Bb+7        
    Eb7 Bb7 F7      
      Bbm7 Fm7 Cm7 Gm7 Dm7
      Bbm+7        

В некоторых аккордах некоторые звуки пентатоники не будут опорными (те, которые прописываются в результатах поиска маленькими буквами), но в динамическом движении вся пентатоника будет звучать.

 

Теперь ищем джазовые звукоряды (только для блюзовой пентатоники, отличающиеся расщепленной терцией в малом мажорном септаккорде, что и делает звучание блюзовым)

 

II этап. Поиск гармонических связей для блюзовой (и только) пентатоники

Меняем в поле 2) тональность:  Eb-мажор & C-минор на:

тональность:  Доминантовый звукоряд джаза

Жмем «искать»

Выпало 14 полей

Рис.2

ищем гармонизации для блюзовой пентатоники

На деле там 4 новых аккорда

 

Дописываем их в составленную до этого таблицу красным так:

Пентатоника:
Db+7 Ab+7 Eb+7 Bb+7          
    Eb7 Bb7 F7 C7 G7 D7 A7
      Bbm7 Fm7 Cm7 Gm7 Dm7  
      Bbm+7          
                Am7-5

Синим цветом обозначены горячие аккорды
красным сверх горячие (джаз доминантовые)
розовым - аморфные (звучат без градуса) 

В некоторых аккордах также один из звуков пентатоники не будет опорным, но в динамическом движении вся пентатоника будет звучать. И звучать будет по-блюзовому (с бунтарским характером)

 

Проверка

Проверим правильность наших выводов

 

1) сбросим все и введем в поисковый механизм только это:

искать по звукам: I L N P S

структура аккорда: Большой мажорный септаккорд

Жмем «искать»

Рис.3 (даю графический пример последний раз, далее смотрите уже в таблицах по аналогии)

проверка на гармонизации блюзовой пентатоники малым мажорным септаккордом

На выдаче получим 12 результатов, упорядочивание которых дает:

Db+7

Ab+7

Eb+7

Bb+7

 

2) сбросим все и введем в поисковый механизм только это:

искать по звукам: I L N P S

структура аккорда: Малый мажорный септаккорд

Жмем «искать»

 

На выдаче получим 19 результатов, упорядочивание которых дает:

Eb7

Bb7

F7

C7

G7

D7

A7

 

3) сбросим все и введем в поисковый механизм только это:

искать по звукам: I L N P S

структура аккорда: Малый минорный септаккорд

Жмем «искать»

 

На выдаче получим 15 результатов, упорядочивание которых дает:

Bbm7

Fm7

Cm7

Gm7

Dm7

 

4) сбросим все и введем в поисковый механизм только это:

искать по звукам: I L N P S

структура аккорда: Большой минорный септаккорд

Жмем «искать»

 

На выдаче получим 4 результата, упорядочивание которых дает:

Bbm+7

 

 

Теперь сравним наши результаты проверки с составленной нами таблицей, - сомнений нет, все правильно.

 

Пентатоника "До" в ладу доминанты и субдоминанты

Что здесь будет еще примечательного

Наша пентатоника До будет иметь такой же набор гармонических аккордов в тональных центрах доминанты и субдоминанты.

 

Для любопытных к проверке предлагаю набрать:

искать по звукам: I L N P S

структура аккорда: меняем по очереди все четыре

1) Большой мажорный септаккорд

2) Малый мажорный септаккорд

3) Малый минорный септаккорд

4) Большой минорный септаккорд

тональность: меняем по очереди

1) Ab-мажор & F-минор

2) Eb-мажор & C-минор

 

Получим знакомую таблицу:

Пентатоника:
Db+7 Ab+7 Eb+7 Bb+7          
    Eb7 Bb7 F7 C7 G7 D7 A7
      Bbm7 Fm7 Cm7 Gm7 Dm7  
      Bbm+7          
                Am7-5

Разница в зависимости от централизации будет в опорных звуках. Динамично движущийся звукоряд будет звучать. О чем это говорит? – о том, что в блюзовой пентатонике можно успешно показать и тональность доминанты, и тональность субдоминанты.


 

Примеры на применение усложненной блюзовой гармонии

А теперь снова еще раз обратим внимание на нашу таблицу.

Пентатоника:
Db+7 Ab+7 Eb+7 Bb+7          
    Eb7 Bb7 F7 C7 G7 D7 A7
      Bbm7 Fm7 Cm7 Gm7 Dm7  
      Bbm+7          
                Am7-5

Неплохая получается подборка аккордов для До мажора, как только мы внедрим в него блюзовую пентатонику. Применив блюзовую пентатонику в мажоре, мы открываем дорогу данным новым гармониям. Это если смотреть с точки зрения мажорного блюза.
Пример1

14
PLAY
PAUSE
STOP
Вкл.
Выкл.
0:26 мин

Отклонения в пределах блюзовой пентатоники мажора
В данном примере блюза я специально подобрал мелодическую линию так чтобы все 5 нот пентатоники попадали на каждый аккорд. Для этого очень кстати пришелся незамысловатый придуманный на лету риф. Если играть этот риф от любой другой из 5-и нот пентатоники, получится примерно то же самое. Фальши не будет. Мелодия блюза получилась пестрой и назойливой, зато пример вышел наглядным. Еще я постарался втиснуть новые гармонии в традиционную блюзовую сетку, следуя логике строения блюза. Это не значит, что пентатоника будет иметь место только в блюзе. Зная, ее гармонические горизонты, теперь уже можно будет "очернять" и простые мажорные песенки, внедряя в них элементы блюза, что имеет место при импровизациях джазменов на классические темы. Лежащим на поверхности методом внедрения болюзовой пентатоники в классическую (на первый взгляд) цифровку будет просмотр звеньев цифровки на совпадение с составленной нами таблицей (только в исходной тональности пьесы). Об этом постараемся в следующих уроках.

Пример2

14-01
PLAY
PAUSE
STOP
Вкл.
Выкл.
0:26 мин

Я также использовал предыдущий мелодический пример с тем же рифом, который при данной гармонизации прозвучит от любой ступени.

Данный пример показывает, как можно легко сразу несколько раз отклониться, в данном случае поочередно в Gm (6-й такт), Fm (7-й такт) Eb (8-й такт) и затем легко вернуться в C-мажор. Происходит это благодаря большому количеству аккордов по строению: малый мажорный септаккорд (см. нашей в таблице).

 


Промежуточный итог

После ознакомления со всем выше изложенным встает законный вопрос, а все ли ладовые и гармонические возможности блюза мы уже рассмотрели? Ответ будет отрицательным, потому что в блюзе в рамках пентатоники образуется еще один интересный звукоряд с участием V пониженной ступени.


 

 

Поиск аккордов для уменьшенного пента лада

Новый блюзовый лад образуется с участием V пониженной ступени

О чем нужно упомянуть, прежде чем приступать к исследованиям. Пятая пониженная ступень появляется в мажорном блюзе чаще всего не сразу, а после показа третьей пониженной (т.к. вне рамок блюз пентатоники используется и натуральная, и весьма часто). Пятая пониженная может быть и просто проходящей ступенью в двух направлениях (и это даже в классике имеется). В данном случае, когда V пониженная (IV повышенная) является проходящей ступенью, искать новые гармонии нет смысла, т.к. нового лада по определению не образуется. И здесь достаточно выше созданных таблиц.
Пример1

проходящая ступень (хроматический звук)

Новый лад образуется, когда в блюзе она используется не как проходящая, а именно как пятая низкая.
Пример2

пятая низкая ступень До мажора в блюзе
В этом случае она всегда используется совместно с третьей низкой (блюзовой) ступенью. По отношению к тональному центру «До» - тоническое трезвучие трезвучие будет уменьшенным. На тоническом центре в блюзовом ладу «До» это трезвучие еще как-то воспринимается. Это сильно заминоренное созвучие, на слух ассоциируемое только с блюзом и чаще применяемое в трехчастной блюзовой форме. В ладу оно централизовано (с известной долей конфликтности). Но вот вопрос, а как оно может быть гармонизовано еще. Применим алгоритм поиска по таблицам для этого случая.


1)
Набираем в поисковом окне: I L N O S
Тональность: Eb-мажор & C-минор
Жмем поиск – и видим результат: 0
Логично, иного и быть не могло.
2)
Набираем в поисковом окне: I L N O S
Структура аккорда: малый мажорный септаккорд
Жмем поиск – и получаем впридачу к пункту (2) еще 2 аккорда: Ab7, Eb7, Bb7, F7, C7, D7
Здесь нужно отметить, что Ab7 относится к тонике как VI ступень минора, поэтому логика его использования оправдана всегда (шестая – это замененная тоника, и это мы знаем из курса гармонии). С другой стороны Ab7 является тритоновой заменой D7, поэтому служит преддоминантой более чем успешно (разрешается в G7, Gm).
Пример
Логика использования Bb7 не такая явная, связи с тоникой более аморфные. Можно использовать в проходящих оборотах.
Пример
Остальные F7, C7, D7 - субдоминанта, доминанта и двойная доминанта всегда звучат логично.

Вполне логично. От себя бы хотел добавить, что G7 также будет подходить, но только для случаев с блюзом. Здесь она на слух ассоциируется с недотянутой V ступенью. Это случай особый, вне тонального центра звучать он не будет, поэтому я его в таблицы не внес.
Итого: Ab7, Eb7, Bb7, F7, C7, G7, D7
Красным я пометил аккорды, которые могут быть только джазовыми доминантами (т.е. в этом ладу находится их низкая терция).
3)
Набираем в поисковом окне: I L N O S
Структура аккорда: малый минорный септаккорд
Жмем поиск – и получаем три аккорда: Fm7, Ebm7, Bbm7
Из этих трех Ebm7 - это дорийский минор. И в этом случае его можно представить как Cm7-5, и это уже вполне логично (случай типичный и его можно использовать даже не в блюзе, например, в классике).
Fm7 – это минорная субдоминанта, поэтому подходит хорошо
Пример
Оставшийся можно также приписать к разряду аморфных Bbm7. Применение ему можно найти в проходящих оборотах
Пример
4)
Набираем в поисковом окне: I L N O S
Структура аккорда: большой мажорный септаккорд
Жмем поиск – и получаем два аккорда: Db+7, Gb+7
В силу удаленности от лада До они оба звучат весьма аморфно
5)
Набираем в поисковом окне: I L N O S
Структура аккорда: большой мажорный септаккорд
Жмем поиск – и получаем два аккорда: Ebm+7, Bbm+7
Ebm+7 логичен по аналогии с Ebm7, а Bbm+7 логичен по аналогии с Bbm7

Итак, для нового лада из выше проведенных поисков и анализа мы составляем еще одну таблицу

Уменьшенный минорный блюзовый пента лад:
Gb+7 Db+7              
    Ab7 Eb7 Bb7 F7 C7 G7 D7
      Ebm7 Bbm7 Fm7      
      Ebm+7 Bbm+7        
            Cm7-5    

 

Синим цветом обозначены горячие аккорды
красным сверх горячие (джаз доминантовые)
розовым - аморфные (звучат без градуса)

 

И еще, не надо забывать (и мы об этом говорили) блюзовая пентатоника – это некое зеркало ионийского мажорного лада. А в ионийском До мажоре у нас будут еще: Am, Em, будет еще E7 как доминанта параллельного минора и как гармоническая субдоминанта минора (неаполитанская и гармоническая субдоминанта мажора входят в уже записанные в таблице Bb+7, Bb7 и Fm7). И еще может встретиться B7     как побочная доминанта к Em.

С точки зрения минорного блюза новых аккордов окажется немного (они обозначены красным цветом), но они придадут весьма изысканное блюзовое звучание и привнесут конфликт расщепленной терции в натуральное звучание минорной пентатоники. Еще 4 побочных доминанты дают возможность гармонически производить отклонения в Bbm, Fm, Gm, Dm. А казалось бы всего-то 5 звуков. А сколько вариантов для модуляций.
Примеры1.2.3

Как видим, мажорный блюз, если использовать пентатонику как альтернативу ионийскому ладу, - содержит больший гармонический потенциал. Это только поэтому, а не потому, что пентатоника в миноре уже имеет третью низкую ступень.

Теме интеграции ионийского мажора с блюзовым ладом мы постараемся отвести в будущем отдельное подробное занятие.

Пентатоника До:
  Db+7 Ab+7 Eb+7 Bb+7          
      Eb7 Bb7 F7 C7 G7 D7 A7
        Bbm7 Fm7 Cm7 Gm7 Dm7  
        Bbm+7          
                  Am7-5
Уменьшенный минорный блюзовый пента лад:
Gb+7 Db+7                
    Ab7 Eb7 Bb7 F7 C7 G7 D7  
      Ebm7 Bbm7 Fm7        
      Ebm+7 Bbm+7          
            Cm7-5      

 

Примеры по гармонизации уменьшенного пента лада

Для этого случая я также трансформировал уже использовавшийся ранее пример:

14-02
PLAY
PAUSE
STOP
Вкл.
Выкл.
0:26 мин

пример гармонизации уменьшенного блюзового лада

В данном примере смотрите такты 4-11. Для наглядности использовался пестрый надоедливый риф, но все пять нот лада задействованы на каждый аккорд, из чего можно ощутить всю степень уместности каждого аккорда в блюзе на этом пенталаду.

 

Очертания блюзовой пентатоники в кварто-квинтовом круге

 

Выделим из таблицы аккордов блюзовой пентатоники следующее звено, и обозначим красным цветом все доминанты:

Доминантовый ряд блюз пентатоники До:
Ab+7 Eb+7 Bb+7          
  Eb7 Bb7 F7 C7 G7 D7 A7
    Bbm7 Fm7 Cm7 Gm7 Dm7  

В рамках пентатоники 7 аккордов могут нести доминантовую функцию (побочные доминанты). Разрешаться они могут в соседний аккорд, расположенный левее, помеченный синим или красным цветом (по поводу красного: в джазе тоника может быть по структуре доминантсептаккордом, и в джазе бывают последовательности из побочных доминантсептаккордов, расположенных по отношению друг к другу против часовой стрелки). Что нам это дает? - вывод следует интересный. Любой увлекающийся джазом музыкант знает, что такое доминантовая замена. Тогда делаем в данной таблице доминантовые замены нашим побочным доминантам (для наглядности я пометил их коричневым). Теперь в таблице видно, что на блюзовой пентатонике будут звучать все 12 побочных доминантсептаккордов (малых мажорных септаккордов):

Доминантовый ряд блюз пентатоники:
Ab+7 Eb+7 Bb+7          
  A7 E7 B7 F#7 C#7 Ab7 Eb7
  Eb7 Bb7 F7 C7 G7 D7 A7
    Bbm7 Fm7 Cm7 Gm7 Dm7  

Вывод: пентатоника дружит с любым доминантсептаккордом. Но горячий звук вы получите, только если будете следовать от этого аккорда к ближайшему слева из представленных в таблице выше.

Примеры 1.2

Это создает теоретическую почву для конструктивизма в джазе в том плане, что можно получать горячий звук, сопровождаемый напряжениями и разрешениями. Часть данного урока будет полезна для того, чтобы обозначить тему с хроматическими пентатониками. См. в дальнейших уроках.

 

Другие материалы по теме "Блюз":
занятие 1 (Блюз)
занятие 2 (Блюзовый лад)
001 Блюз жестяной крыши (игра под плюс)
002 Две пьесы по теме блюз (игра под плюс)
Кул блюз (игра под минус, ф-но, к-бас, сакс, ударные)
Тоническая функция блюза (статья)
Блюзовая пентатоника (статья)
Минорный блюз (статья)
Материалы Дополнительного курса:
Блюзовый лад
Интеграция ионийского лада с блюзовым
Блюзовый лад - занятия
Занятия с ритмом в блюзовом ладу
Блюзовый лад и блюзовая пентатоника – давайте разбираться

Донат, поддержать ресурс