общая готовая таблица блюзовых аккордов
выход блюза за пределы 3-х функций
поиск аккордов для пентатоники (2 этапа)
примеры на применение усложненной блюзовой гармонии
поиск аккордов для уменьшенного пента лада
примеры по гармонизации уменьшенного пента лада
очертания блюзовой пентатоники в кварто-квинтовом круге
Пентатоника До: | |||||||||
Db+7 | Ab+7 | Eb+7 | Bb+7 | ||||||
Eb7 | Bb7 | F7 | C7 | G7 | D7 | A7 | |||
Bbm7 | Fm7 | Cm7 | Gm7 | Dm7 | |||||
Bbm+7 | |||||||||
Am7-5 | |||||||||
Уменьшенный минорный блюзовый пента лад: | |||||||||
Gb+7 | Db+7 | ||||||||
Ab7 | Eb7 | Bb7 | F7 | C7 | G7 | D7 | |||
Ebm7 | Bbm7 | Fm7 | |||||||
Ebm+7 | Bbm+7 | ||||||||
Cm7-5 |
Пентатоника Фа: | |||||||||
Gb+7 | Db+7 | Ab+7 | Eb+7 | ||||||
Ab7 | Eb7 | Bb7 | F7 | C7 | G7 | D7 | |||
Ebm7 | Bbm7 | Fm7 | Cm7 | Gm7 | |||||
Ebm+7 | |||||||||
Dm7-5 | |||||||||
Уменьшенный минорный блюзовый пента лад: | |||||||||
Cb+7 | Gb+7 | ||||||||
Db7 | Ab7 | Eb7 | Bb7 | F7 | C7 | G7 | |||
Abm7 | Ebm7 | Bbm7 | |||||||
Abm+7 | Ebm+7 | ||||||||
Fm7-5 |
Пентатоника Соль: | |||||||||
Ab+7 | Eb+7 | Bb+7 | F+7 | ||||||
Bb7 | F7 | C7 | G7 | D7 | A7 | E7 | |||
Fm7 | Cm7 | Gm7 | Dm7 | Am7 | |||||
Fm+7 | |||||||||
Em7-5 | |||||||||
Уменьшенный минорный блюзовый пента лад: | |||||||||
Db+7 | Ab+7 | ||||||||
Eb7 | Bb7 | F7 | C7 | G7 | D7 | A7 | |||
Bbm7 | Fm7 | Cm7 | |||||||
Bbm+7 | Fm+7 | ||||||||
Gm7-5 |
Выше представлены таблицы аккордов для гармонизации блюза. Это по сути одна таблица в трех тональностях. Чтобы понять, как они получены, внимательно изучите материалы, представленные ниже.
Прежде чем начать изыскивать какие-либо выводы, отметим, что блюз может и не выходить за пределы петнатоники, может не выходить за пределы 3-х функций, но чаще всего он выходит за эти пределы, и нередко выходит за пределы тонального центра (в современном блюзе могут использоваться отклонения или модуляции).
Однако не будем уподобляться мало модерируемым форумам, и постараемся разобраться, не спеша, без суеты – сначала с одним, затем с другим. Рассмотрим, как далеко распростираются гармонические связи от тонального центра блюзовой пентатоники.
Традиционная сетка блюза выглядит в упрощенном варианте так:
C7 | F7 | C7 | C7 |
F7 | F7 | C7 | C7 |
G7 | F7 | C7 | C7 |
Даю пример блюзовой пентатоники До на эту сетку (для примера использовал риф, покрывающий все 5 нот на каждый аккорд - для наглядности):
14-03 |
PLAY PAUSE | 0:26 мин |
А что можно добавить еще, мы сейчас и выясним.
Если не использовать технических приспособлений, такие поиски могут продолжаться весьма долго. Нужно помнить, что:
1. у блюзовой пентатоники есть как у простой пентатоники свои гармонические горизонты,
2. блюзовая пентатоника – это альтернатива натуральному мажорному ладу, но насколько альтернатива, и когда на каких функциях (аккордах) она может проявиться – об этом только сплошные намеки… С этим вариантом имеются интересные моменты, когда звучит то, что не должно звучать, но звучит только в определенном контексте.
Техническое приспособление на автопоиск того, что звучит, на нашем портале имеется. Это сервис поисковых таблиц
Он позволяет найти все. Так и сделаем, будем искать сразу для обоих случаев, а потом напишем нечто вроде уравнения, которое даст все очертания гармонических горизонтов блюзового лада, и будет включать в себя и выше описанные пункты 1) и 2).
Сервис специально был составлен и выведен из материалов трех занятий по Курсу импровизации для того, чтобы ответить на законный вопрос учащегося: «а почему играть надо по этим нотам, а почему только эти ноты звучат, кто придумал это правило звучания, и т.п.»
Перед тем как приступить, напомним, что искать мы будем те аккорды, на которых блюзовая пентатоника будет звучать, т.е. не аккорды, соответствующие какому-то фрагменту пентатоники, а аккорды, которыми можно гармонизовать все 5 ее звуков (в динамичном движении).
Два этапа поиска (на примере блюзовой пентатоники До)
Минорная пентатоника от До встречается в трех минорах: Cm (тональность тоники), Fm (тональность субдомининты), Gm (тональность доминанты). Логичнее начать поиски из тональности Cm.
Напоминаем, блюзовая пентатоника от "До" - это: C, Eb, F, G, Bb
Переходим в поиск (ссылка) и набираем в окнах:
1) искать по звукам: I L N P S
2) тональность: Eb-мажор & C-минор
И жмем «искать»
Выпадает 13 результатов.
Рис.1
Записываем их синим так:
Пентатоника: | |||||||
Db+7 | Ab+7 | Eb+7 | Bb+7 | ||||
Eb7 | Bb7 | F7 | |||||
Bbm7 | Fm7 | Cm7 | Gm7 | Dm7 | |||
Bbm+7 |
В некоторых аккордах некоторые звуки пентатоники не будут опорными (те, которые прописываются в результатах поиска маленькими буквами), но в динамическом движении вся пентатоника будет звучать.
Теперь ищем джазовые звукоряды (только для блюзовой пентатоники, отличающиеся расщепленной терцией в малом мажорном септаккорде, что и делает звучание блюзовым)
Меняем в поле 2) тональность: Eb-мажор & C-минор на:
тональность: Доминантовый звукоряд джаза
Жмем «искать»
Выпало 14 полей
Рис.2
На деле там 4 новых аккорда
Дописываем их в составленную до этого таблицу красным так:
Пентатоника: | ||||||||
Db+7 | Ab+7 | Eb+7 | Bb+7 | |||||
Eb7 | Bb7 | F7 | C7 | G7 | D7 | A7 | ||
Bbm7 | Fm7 | Cm7 | Gm7 | Dm7 | ||||
Bbm+7 | ||||||||
Am7-5 |
Синим цветом обозначены горячие аккорды
красным сверх горячие (джаз доминантовые)
розовым - аморфные (звучат без градуса)
В некоторых аккордах также один из звуков пентатоники не будет опорным, но в динамическом движении вся пентатоника будет звучать. И звучать будет по-блюзовому (с бунтарским характером)
Проверим правильность наших выводов
1) сбросим все и введем в поисковый механизм только это:
искать по звукам: I L N P S
структура аккорда: Большой мажорный септаккорд
Жмем «искать»
Рис.3 (даю графический пример последний раз, далее смотрите уже в таблицах по аналогии)
На выдаче получим 12 результатов, упорядочивание которых дает:
Db+7 |
Ab+7 |
Eb+7 |
Bb+7 |
2) сбросим все и введем в поисковый механизм только это:
искать по звукам: I L N P S
структура аккорда: Малый мажорный септаккорд
Жмем «искать»
На выдаче получим 19 результатов, упорядочивание которых дает:
Eb7 |
Bb7 |
F7 |
C7 |
G7 |
D7 |
A7 |
3) сбросим все и введем в поисковый механизм только это:
искать по звукам: I L N P S
структура аккорда: Малый минорный септаккорд
Жмем «искать»
На выдаче получим 15 результатов, упорядочивание которых дает:
Bbm7 |
Fm7 |
Cm7 |
Gm7 |
Dm7 |
4) сбросим все и введем в поисковый механизм только это:
искать по звукам: I L N P S
структура аккорда: Большой минорный септаккорд
Жмем «искать»
На выдаче получим 4 результата, упорядочивание которых дает:
Bbm+7
Теперь сравним наши результаты проверки с составленной нами таблицей, - сомнений нет, все правильно.
Что здесь будет еще примечательного
Наша пентатоника До будет иметь такой же набор гармонических аккордов в тональных центрах доминанты и субдоминанты.
Для любопытных к проверке предлагаю набрать:
искать по звукам: I L N P S
структура аккорда: меняем по очереди все четыре
1) Большой мажорный септаккорд
2) Малый мажорный септаккорд
3) Малый минорный септаккорд
4) Большой минорный септаккорд
тональность: меняем по очереди
1) Ab-мажор & F-минор
2) Eb-мажор & C-минор
Получим знакомую таблицу:
Пентатоника: | ||||||||
Db+7 | Ab+7 | Eb+7 | Bb+7 | |||||
Eb7 | Bb7 | F7 | C7 | G7 | D7 | A7 | ||
Bbm7 | Fm7 | Cm7 | Gm7 | Dm7 | ||||
Bbm+7 | ||||||||
Am7-5 |
Разница в зависимости от централизации будет в опорных звуках. Динамично движущийся звукоряд будет звучать. О чем это говорит? – о том, что в блюзовой пентатонике можно успешно показать и тональность доминанты, и тональность субдоминанты.
А теперь снова еще раз обратим внимание на нашу таблицу.
Пентатоника: | ||||||||
Db+7 | Ab+7 | Eb+7 | Bb+7 | |||||
Eb7 | Bb7 | F7 | C7 | G7 | D7 | A7 | ||
Bbm7 | Fm7 | Cm7 | Gm7 | Dm7 | ||||
Bbm+7 | ||||||||
Am7-5 |
Неплохая получается подборка аккордов для До мажора, как только мы внедрим в него блюзовую пентатонику. Применив блюзовую пентатонику в мажоре, мы открываем дорогу данным новым гармониям. Это если смотреть с точки зрения мажорного блюза.
Пример1
14 |
PLAY PAUSE | 0:26 мин |
В данном примере блюза я специально подобрал мелодическую линию так чтобы все 5 нот пентатоники попадали на каждый аккорд. Для этого очень кстати пришелся незамысловатый придуманный на лету риф. Если играть этот риф от любой другой из 5-и нот пентатоники, получится примерно то же самое. Фальши не будет. Мелодия блюза получилась пестрой и назойливой, зато пример вышел наглядным. Еще я постарался втиснуть новые гармонии в традиционную блюзовую сетку, следуя логике строения блюза. Это не значит, что пентатоника будет иметь место только в блюзе. Зная, ее гармонические горизонты, теперь уже можно будет "очернять" и простые мажорные песенки, внедряя в них элементы блюза, что имеет место при импровизациях джазменов на классические темы. Лежащим на поверхности методом внедрения болюзовой пентатоники в классическую (на первый взгляд) цифровку будет просмотр звеньев цифровки на совпадение с составленной нами таблицей (только в исходной тональности пьесы). Об этом постараемся в следующих уроках.
Пример2
14-01 |
PLAY PAUSE | 0:26 мин |
Я также использовал предыдущий мелодический пример с тем же рифом, который при данной гармонизации прозвучит от любой ступени.
Данный пример показывает, как можно легко сразу несколько раз отклониться, в данном случае поочередно в Gm (6-й такт), Fm (7-й такт) Eb (8-й такт) и затем легко вернуться в C-мажор. Происходит это благодаря большому количеству аккордов по строению: малый мажорный септаккорд (см. нашей в таблице).
После ознакомления со всем выше изложенным встает законный вопрос, а все ли ладовые и гармонические возможности блюза мы уже рассмотрели? Ответ будет отрицательным, потому что в блюзе в рамках пентатоники образуется еще один интересный звукоряд с участием V пониженной ступени.
О чем нужно упомянуть, прежде чем приступать к исследованиям. Пятая пониженная ступень появляется в мажорном блюзе чаще всего не сразу, а после показа третьей пониженной (т.к. вне рамок блюз пентатоники используется и натуральная, и весьма часто). Пятая пониженная может быть и просто проходящей ступенью в двух направлениях (и это даже в классике имеется). В данном случае, когда V пониженная (IV повышенная) является проходящей ступенью, искать новые гармонии нет смысла, т.к. нового лада по определению не образуется. И здесь достаточно выше созданных таблиц.
Пример1
Новый лад образуется, когда в блюзе она используется не как проходящая, а именно как пятая низкая.
Пример2
В этом случае она всегда используется совместно с третьей низкой (блюзовой) ступенью. По отношению к тональному центру «До» - тоническое трезвучие трезвучие будет уменьшенным. На тоническом центре в блюзовом ладу «До» это трезвучие еще как-то воспринимается. Это сильно заминоренное созвучие, на слух ассоциируемое только с блюзом и чаще применяемое в трехчастной блюзовой форме. В ладу оно централизовано (с известной долей конфликтности). Но вот вопрос, а как оно может быть гармонизовано еще. Применим алгоритм поиска по таблицам для этого случая.
1)
Набираем в поисковом окне: I L N O S
Тональность: Eb-мажор & C-минор
Жмем поиск – и видим результат: 0
Логично, иного и быть не могло.
2)
Набираем в поисковом окне: I L N O S
Структура аккорда: малый мажорный септаккорд
Жмем поиск – и получаем впридачу к пункту (2) еще 2 аккорда: Ab7, Eb7, Bb7, F7, C7, D7
Здесь нужно отметить, что Ab7 относится к тонике как VI ступень минора, поэтому логика его использования оправдана всегда (шестая – это замененная тоника, и это мы знаем из курса гармонии). С другой стороны Ab7 является тритоновой заменой D7, поэтому служит преддоминантой более чем успешно (разрешается в G7, Gm).
Пример
Логика использования Bb7 не такая явная, связи с тоникой более аморфные. Можно использовать в проходящих оборотах.
Пример
Остальные F7, C7, D7 - субдоминанта, доминанта и двойная доминанта всегда звучат логично.
Вполне логично. От себя бы хотел добавить, что G7 также будет подходить, но только для случаев с блюзом. Здесь она на слух ассоциируется с недотянутой V ступенью. Это случай особый, вне тонального центра звучать он не будет, поэтому я его в таблицы не внес.
Итого: Ab7, Eb7, Bb7, F7, C7, G7, D7
Красным я пометил аккорды, которые могут быть только джазовыми доминантами (т.е. в этом ладу находится их низкая терция).
3)
Набираем в поисковом окне: I L N O S
Структура аккорда: малый минорный септаккорд
Жмем поиск – и получаем три аккорда: Fm7, Ebm7, Bbm7
Из этих трех Ebm7 - это дорийский минор. И в этом случае его можно представить как Cm7-5, и это уже вполне логично (случай типичный и его можно использовать даже не в блюзе, например, в классике).
Fm7 – это минорная субдоминанта, поэтому подходит хорошо
Пример
Оставшийся можно также приписать к разряду аморфных Bbm7. Применение ему можно найти в проходящих оборотах
Пример
4)
Набираем в поисковом окне: I L N O S
Структура аккорда: большой мажорный септаккорд
Жмем поиск – и получаем два аккорда: Db+7, Gb+7
В силу удаленности от лада До они оба звучат весьма аморфно
5)
Набираем в поисковом окне: I L N O S
Структура аккорда: большой мажорный септаккорд
Жмем поиск – и получаем два аккорда: Ebm+7, Bbm+7
Ebm+7 логичен по аналогии с Ebm7, а Bbm+7 логичен по аналогии с Bbm7
Итак, для нового лада из выше проведенных поисков и анализа мы составляем еще одну таблицу
Уменьшенный минорный блюзовый пента лад: | ||||||||
Gb+7 | Db+7 | |||||||
Ab7 | Eb7 | Bb7 | F7 | C7 | G7 | D7 | ||
Ebm7 | Bbm7 | Fm7 | ||||||
Ebm+7 | Bbm+7 | |||||||
Cm7-5 |
Синим цветом обозначены горячие аккорды
красным сверх горячие (джаз доминантовые)
розовым - аморфные (звучат без градуса)
И еще, не надо забывать (и мы об этом говорили) блюзовая пентатоника – это некое зеркало ионийского мажорного лада. А в ионийском До мажоре у нас будут еще: Am, Em, будет еще E7 как доминанта параллельного минора и как гармоническая субдоминанта минора (неаполитанская и гармоническая субдоминанта мажора входят в уже записанные в таблице Bb+7, Bb7 и Fm7). И еще может встретиться B7 как побочная доминанта к Em.
С точки зрения минорного блюза новых аккордов окажется немного (они обозначены красным цветом), но они придадут весьма изысканное блюзовое звучание и привнесут конфликт расщепленной терции в натуральное звучание минорной пентатоники. Еще 4 побочных доминанты дают возможность гармонически производить отклонения в Bbm, Fm, Gm, Dm. А казалось бы всего-то 5 звуков. А сколько вариантов для модуляций.
Примеры1.2.3
Как видим, мажорный блюз, если использовать пентатонику как альтернативу ионийскому ладу, - содержит больший гармонический потенциал. Это только поэтому, а не потому, что пентатоника в миноре уже имеет третью низкую ступень.
Теме интеграции ионийского мажора с блюзовым ладом мы постараемся отвести в будущем отдельное подробное занятие.
Пентатоника До: | |||||||||
Db+7 | Ab+7 | Eb+7 | Bb+7 | ||||||
Eb7 | Bb7 | F7 | C7 | G7 | D7 | A7 | |||
Bbm7 | Fm7 | Cm7 | Gm7 | Dm7 | |||||
Bbm+7 | |||||||||
Am7-5 | |||||||||
Уменьшенный минорный блюзовый пента лад: | |||||||||
Gb+7 | Db+7 | ||||||||
Ab7 | Eb7 | Bb7 | F7 | C7 | G7 | D7 | |||
Ebm7 | Bbm7 | Fm7 | |||||||
Ebm+7 | Bbm+7 | ||||||||
Cm7-5 |
Для этого случая я также трансформировал уже использовавшийся ранее пример:
14-02 |
PLAY PAUSE | 0:26 мин |
В данном примере смотрите такты 4-11. Для наглядности использовался пестрый надоедливый риф, но все пять нот лада задействованы на каждый аккорд, из чего можно ощутить всю степень уместности каждого аккорда в блюзе на этом пенталаду.
Выделим из таблицы аккордов блюзовой пентатоники следующее звено, и обозначим красным цветом все доминанты:
Доминантовый ряд блюз пентатоники До: | |||||||
Ab+7 | Eb+7 | Bb+7 | |||||
Eb7 | Bb7 | F7 | C7 | G7 | D7 | A7 | |
Bbm7 | Fm7 | Cm7 | Gm7 | Dm7 |
В рамках пентатоники 7 аккордов могут нести доминантовую функцию (побочные доминанты). Разрешаться они могут в соседний аккорд, расположенный левее, помеченный синим или красным цветом (по поводу красного: в джазе тоника может быть по структуре доминантсептаккордом, и в джазе бывают последовательности из побочных доминантсептаккордов, расположенных по отношению друг к другу против часовой стрелки). Что нам это дает? - вывод следует интересный. Любой увлекающийся джазом музыкант знает, что такое доминантовая замена. Тогда делаем в данной таблице доминантовые замены нашим побочным доминантам (для наглядности я пометил их коричневым). Теперь в таблице видно, что на блюзовой пентатонике будут звучать все 12 побочных доминантсептаккордов (малых мажорных септаккордов):
Доминантовый ряд блюз пентатоники: | |||||||
Ab+7 | Eb+7 | Bb+7 | |||||
A7 | E7 | B7 | F#7 | C#7 | Ab7 | Eb7 | |
Eb7 | Bb7 | F7 | C7 | G7 | D7 | A7 | |
Bbm7 | Fm7 | Cm7 | Gm7 | Dm7 |
Вывод: пентатоника дружит с любым доминантсептаккордом. Но горячий звук вы получите, только если будете следовать от этого аккорда к ближайшему слева из представленных в таблице выше.
Примеры 1.2
Это создает теоретическую почву для конструктивизма в джазе в том плане, что можно получать горячий звук, сопровождаемый напряжениями и разрешениями. Часть данного урока будет полезна для того, чтобы обозначить тему с хроматическими пентатониками. См. в дальнейших уроках.
Другие материалы по теме "Блюз":
занятие 1 (Блюз)
занятие 2 (Блюзовый лад)
001 Блюз жестяной крыши (игра под плюс)
002 Две пьесы по теме блюз (игра под плюс)
Кул блюз (игра под минус, ф-но, к-бас, сакс, ударные)
Тоническая функция блюза (статья)
Блюзовая пентатоника (статья)
Минорный блюз (статья)
Материалы Дополнительного курса:
Блюзовый лад
Интеграция ионийского лада с блюзовым
Блюзовый лад - занятия
Занятия с ритмом в блюзовом ладу
Блюзовый лад и блюзовая пентатоника – давайте разбираться