Акцент – один из важнейших атрибутов организации звуков в музыкальном времени и важнейший принцип смыслового выделения звука в создании любой интонации. Акцентирования добиваются силой, интенсивностью, штрихом (микровременем). Для каждого инструмента по-разному. Например, на органе все звуки звучат с одинаковой силой и акцентирования можно добиваться только штрихом, в то время как на смычковом инструменте можно создать более насыщенный по сравнению с остальными звук.
Уже в рамках простого метра подразумевается наличие сильных и слабых долей, т.е. метрическое акцентирование заложено в музыке изначально. В зависимости от размера существует два вида акцентированных долей – это сильные (не акцентированными будут слабые доли) и относительно сильные доли метра.
Яркое подчеркнутое употребление акцента вне рамок метрической иерархии – называется синкопой. Еще ее называют появлением сильной доли на слабом времени такта. В джазе синкопа является основой ритмической импульсивности. Существуют повторяющиеся синкопированные рисунки и огромное количество сбивок и синкопированных интонаций. К тому же, в джазе периода бибопа и более поздних периодов существует огромное количество синкопированных построений, образованных на синтезе двух и трехдольного метров (см. ритм и метр).
Абсолютно четкого разделения на акценты и неакценты в музыке на существует, также как и не существует абсолютного языка силы и длительности извлечения звука в децибелах и микросекундах. Все решается уже самим музыкантом. Логически оправданное исполнение и соблюдение данных пропорций именуется термином «музыкальность». Так в группе восьмых или шестнадцатых первая нота будет всегда более акцентированной и часто более выдержанной, чем следующие за ней под одним ребром ноты.
Если подытожить все рассуждения, акцент – это важный инструмент соподчинения звуков в музыкальном построении.
Стандартное обозначение акцента, достигаемого силой звука:
Штрихом + силой, штрихом:
Временем: