Словарь терминов
  • Register

Альтерация

Знаки альтерации, о них знают все:

диез - знак альтерациидиез бекмоль - знак альтерациибемоль бекар - знак альтерации или ее отменыбекар

Об альтерации в рамках школьной программы

Альтерация означает изменение. Латинский термин "alterare" так и переводится — «изменять». В плане музыки в широком смысле альтерация – это изменение высоты звука. Для ясности следует отметить, что это полутоновое (на полтона) понижение или повышение. В рамках данного понятия существуют два термина «хроматизм» и «внутриладовая альтерация», которые также применяются для обозначения изменения ступени лада на полтона вверх или вниз.

Хроматизм – это изменение высоты ступени  вне зависимости от ладовых тяготений, чаще встречается в инструментальных партитурах.
Ладовая (внутриладовая) альтерация – есть понижение или повышение неустойчивой основной ступени лада по направлению к ближайшей устойчивой. Исходя из этого, некоторые ступени в ладу могут быть альтерированными только благодаря понижению, некоторые только благодаря повышению, а некоторые могут быть и пониженными и повышенными на полтона. Это зависит только от самого внутреннего строения диатонического звукоряда.
В общем курсе теории альтерация рассматривается с позиций ионийского и эолийского натуральных звукорядов мажора и минора. В данном случае знаки альтерации проявляются как встречные знаки, что вполне соответствует прямой логике.

Пытливый ум найдет варианты обратной логики действия встречных знаков, если начнет рассматривать альтерацию с позиций других диатонических звукорядов. Например, с позиций ладов народной музыки и гармонических ладов (которые теоретической школой на сегодняшний день отнесены к диатоникам), или с позиций блюзового лада.

Отвлеченные рассуждения об альтерации

Суть альтерации сводится к изменению, причем к изменению с точки зрения интервального состава незначительному (всего лишь на полтона). Изменяется здесь высота ступени лада или ступени аккорда в зависимости от эпохи, жанра и стиля для решения множества разнообразных творческих задач. Чтобы что-то изменять, нужно прежде что-то иметь. Это то, что имеем,- есть семиступенный лад европейской системы, выраженный натуральным звукорядом, принятый за лад, чистый от знаков альтерации. Универсальность его заключается еще и в том, что внутри него лежат семь т.н. ладов народной музыки.

Центральными и самыми подверженными альтерации в таком натуральном звукоряде являются два параллельных (один мажорный, другой минорный лада): ионийский и эолийский. По сути они в произведении могут превращаться в еще пять оставшихся в определенный промежуток музыкального времени (или нарочито быть ими изначально). Особенно это чувствуется в русской музыке. Но базовыми для мышления остаются два выше озвученных натуральных лада. Недаром в обиходе употребляется вопрос: «какая тональность?». Так вот, альтерации в ладу подвержены неустойчивые ступени именно этих звукорядов (так принято теоретиками, иначе, если брать всю широту ладовой палитры, мы просто утонем в оговорках), это II, IV, VI и VII ступени. Изменение (понижение или повышение) натуральной ступени внутри лада создает еще большие напряжения и требует разрешения в устойчивую ступень лада. Интересная ситуация возникает в случаях с функциональными хроматическими диссонансами, это когда к ступеням доминанты или субдоминанты в момент действия данной функции в мелодии по факту альтерируется какая-либо из ступеней тонической функции. Это имеет место в музыке. Так что повышенные тяготения могут использоваться и для неустойчивых ступеней лада. Можно, конечно, рассмотреть такую альтерацию основных ступеней как случай отклонения, т.е. в этом случае бывшая основная будет неустойчивой и альтерируемой в новом ладу. Пытаясь разобраться до конца в этом вопросе применительно к предмету (музыке), мы упираемся во все большее размывание формулировок и поправок, исключений и пограничных случаев, когда вроде то, а вроде уже не то. Это еще раз доказывает, что предмет гораздо шире любых правил и прилагаемых инструкций.

Формулировка была бы простая: альтерация есть хроматическое видоизменение диатонической ступени, повышающее тяготение к устойчивой ступени заявленной функции.

Хотя, и данная формулировка уже не годится для современной музыки, начиная с прошлого столетия, где с успехом используются все мыслимые аккорды от любой ноты в любой тональности в рамках определенных художественных контекстов...

Инструментами, для обозначения альтерации и некоторыми ключевыми знаками являются одни и те же знаки, а именно: диез и бемоль, что вносит определенную путаницу. Хотя ключевые знаки выставляются сугубо слева рядом с ключом, не всегда встречный знак непосредственно перед нотой (не у ключа) будет знаком альтерации. Это доказывает старинная музыка, и не только периода средневековья с его многочисленными ладами. Древние эллины использовали систему вариантностей тетрахордов, что также ни в коем случае не стоит рассматривать как альтерацию некоих утвержденных ступеней. И современная музыка являет огромное тому количество примеров, где встречный знак являет факт провозглашения нового лада, который может быть очень даже натуральным. В таком случае наша ступень, перед которой стоит знак альтерации ни куда и не разрешается, а сразу начинает действовать в новом ладу. Психика наша на такое положение вещей реагирует по-разному, и звучание являет массу оттенков, сомнений, неопределенностей и т.д. Т.е. в музыке появляются не только черные или белые краски. Прокофьев, Шостакович – самые известные фамилии из пионеров современного отечественного письма, в чьих работах это встречается повсеместно.

Еще один простой пример из джаза, блюзовый лад, который в произведении может появляться фрагментарно, чередуясь с натуральным. Понижающие в данном случае знаки не будут знаками альтерации (да и применяются они к основным ступеням: III или V). Вывод: хоть знаки альтерации и применяются, само понятие альтерации употребимо не ко всем случаям. Восточные лады с их увеличенными секундами, греческие древние лады-тетрахорды, современные произведения, явно тяготеющие к атональности – здесь термин «альтерация» будет в лучшем случае сомнителен, а в худшем неуместен, несмотря на то, что ноты будут изобиловать знаками этой самой альтерации.

Альтерация в аккордах — это уже атрибут расширенной тональности европейских композиторов-романтиков XIX столетия, где диатоника еще как-то взаимодействует с хроматикой, и где альтерированные ступени еще как-то правильно в нужном направлении разрешаются в диатонические ступени, хотя уже и там имеет место обратный ход разрешения (поперек логики движения). С позиций сегодняшнего дня теоретизация альтерации (вспомним вражду московской и питерской теоретической школ) с позиций относительной системы (одного относительно другого) уже кажется смешной. Не пора ли переходить к абсолютной музыкальной системе. Пример из жизни, играют же на баянах люди, а клавиатура баянная – не клавиатура фортепианная, если не учитывать цветовой разницы – абсолютная система клавиатуры (не совсем, а по сравнению с ф-но). Слава создателю, музыканты к этой самой альтерации относятся не так ревностно, как теоретики. Я, например, называю это все просто «встречными знаками». А в джазе их больше, чем где бы-то ни было. Для ряда уроков по импровизации на сайте важно понимать и отличать натуральные ступени от альтерированных, т.к. импровизации строятся на ладах.

Знаки альтерации: бемоль , диез. Но дубль бемоль (bb), дубль диез (##) и бекар появляются, когда ступень была отмечена ключевым знаком, обозначающим тональность лада (не всегда при ключе) и подверглась альтерации.

Игра: кларнет в школе

кларнет в музыкальной школе, антология, игровые материалы

KaraokeJazz приложения

Мобильные приложения для музыкантов