Словарь терминов
  • Register

Альтерированная гамма

Ладовая альтерация – средство обострения внутри ладовых тяготений
Альтерация может быть повышающей и понижающей. В зависимости от направления движения звукоряда на схеме сначала показываются повышенные альтерированные ступени (движение звукоряда вверх), затем пониженные. Вызвано это простым техническим требованием: гамма (звукоряд) записывается в виде однонаправленного движения (вверх / вниз).

*Если от этого правила отойти, то также получим полную картину, но со слегка запутанной логикой, где звукоряд будет менять свое направление.

Требования в наше динамичное время могут меняться, важно понять правило:
1) Повышенные ступени разрешаются полутоновым движением вверх к одной из устойчивых ступеней лада (первая, третья или пятая).
2) Соответственно: пониженные ступени разрешаются полутоновым движением вниз к одной из устойчивых ступеней лада (первая, третья или пятая).

Альтерированные ступени

мажор
при движении вверх: II+ (II), IV+ (IV);
при движении вниз: VI- (VI↓), II- (II↓)

минор
при движении вверх: IV+ (IV), VII+ (VII);
при движении вниз: IV- (IV↓), II- (II↓)



1) Пример для До-мажора:

Альтерированная гамма До-мажор (C-dur)


2) Пример для Ля-минора:

Альтерированная гамма Ля-минор (a-moll)



3) Пример для Ре-мажора:

Альтерированная гамма Ре-мажор (D-dur)


4) Пример для Си-минора:

Альтерированная гамма Си-минор (h-moll)

Еще пара примеров

5) Пример для Ми-мажора:

Альтерированная гамма Ми-мажор (E-dur)

6) Пример для До#-минора:Альтерированная гамма До#-минор (Cis-moll)

 




 

Наблюдательные музыканты заметили, что альтерация может быть изыскана там, где по определению расстояние от неустойчивой разрешаемой до устойчивой ступени более чем в полтона (только там и есть возможность применить альтерацию).

* Полутоновые напряжения между неустойчивой (ладовой или альтерированной) и устойчивой ступенью лада сильнее тоновых.

С точки зрения выходящей за рамки начального курса теории музыки все лады по определению равноправны и имеют место быть использованными в процессе сочинения. Но ступени, расположенные на полтона от устойчивых ступеней, тяготеют к ним более чем неустойчивые ступени расстоянием в тон от той же устойчивой ступени в ладах схожих в остальном тетрахордов.

На уровне ощущений:
Разрешение шагом в 1 тон – мягкое
Разрешение шагом в полтона – безусловное, жесткое, конкретное.



*Для тех, кто привык мыслить немножко шире. В шести оставшихся (натуральных) ладах народной музыки альтерация относительно ступеней будет иной, относительно ключевых знаков такой же. В целях избежания творческого кризиса или тупика мышления (творческого поиска) нужно хотя бы намекнуть ученикам, что натуральный звукоряд дает 6 равноправных ладов. И соответственно 6 альтерированных гамм как минимум. А с восточными (а также балканскими) звукорядами плюс еще столько же как минимум.

И всвязи с этим отвлечемся на чисто теоретические рассуждения. Если натуральный лад даёт реально звучащих 6 ладов народной музыки с вероятными тониками на любой из шести ступеней с условием эстетического озвучивания всей мелодической конструкции, то вполне вероятно, можно подобным образом сдвинуть систему гармонического (дважды гармонического) ладов. Сам автор лично изысканиями в данной области не занимался, да и вряд ли найдётся какая-либо внятная информация на этот счёт. Но в доминантовом ладу гармонического лада (по аналогии с миксолидийским ладом, производным от ионийского или, другими словами натурального, лада) седьмая гармоническая будет являться уже устойчивой ступенью. И тогда: в доминантовом от гармонического лада ладу альтерация в верхнем тетрахорде (по отношению к самому гарм. ладу, а для доминантового лада это  - нижний тетрахорд) будет по факту двойной альтерацией (на 2 полутона), но для случаев ее применения требуется изыскивать определенный контекст (на ум приходит исключительно только форшлаг), т.к. целостность звучания характерных увеличенных секунд нарушается, и, соответственно, размывается само понятие такового лада.

Таким же образом можно порассуждать и о ладу (ладе) на второй низкой ступени от дважды гармонического лада. Там будет понижающая альтерация. В общем это рассуждения об альтерации как о таковой вообще, которая краем своим зацепляет концепцию альтерированных гамм, где все в принципе грамотно и непротиворечиво, но где можно найти противоречия, как описано выше или, например, также еще и в областях конструктивных (композиторских) ладов.

В композиторских (конструктивных) ладах увеличенного звукоряда и звукоряда Р-Корсакова, применение альтерации ставит под сомнение сам факт декларации данного лада.

 

Частично о противоречии понятий альтерации и диезно-бемольной (бекарной) системы нотации написано в статье об альтерации.

КОММЕНТАРИИ

+2Татьяна13.11.2019 09:06#1
Под заголовком "Альтерированны е ступени" минор при движении вниз - написано: VI ступень понижается, а далее в нотном примере понизилась IV ступень.
Цитировать
+1Admin13.11.2019 13:47#2
:-) Конструктивное замечание. Неточность исправлена.
Цитировать
+1адина24.07.2020 17:54#3
в тональностии ре мажор неверно закрашены устойчивые ступени(вместо фа диеза-ми диез). спасибо за статью, все понятно
Цитировать
0Admin03.08.2020 23:25#4
:-) исправили
Цитировать
0Тамара24.03.2023 22:18#5
Примеры из муз произведений, где используется такая альтерация?
Цитировать
0Admin24.03.2023 22:39#6
Цитирую Тамара:
Примеры из муз произведений, где используется такая альтерация?

Думаю, реплика обращена по поводу гармонических и дважды гармонических ладов... В таком случае, к примеру, написанный форшлаг к седьмой гармонической ступени, скольжением на пол тона вверх - к примеру в гармонических до мажоре или миноре (сиb-си): будет подразумеваться как дважды альтерированная ляb - в си бекар, т.к. для этого лада ляb - это родная для него диатоническая ступень.
Цитировать

Игра: кларнет в школе

кларнет в музыкальной школе, антология, игровые материалы

KaraokeJazz приложения

Мобильные приложения для музыкантов