Словарь терминов
  • Register

Ауфтакт

Ауфтакт слово немецкое. Дословный перевод (auftakt) его означает: "перед тактом, затакт". Самый яркий пример ауфтакта - это дирижерский взмах рукой (двумя руками) для показа начала исполнения произведения (буквально первых нот). Жест предназначается для указания (более или менее точно) в первую очередь темпа, мощности и характера звучания. Одного взмаха руками для передачи необходимого количества информации не всегда бывает достаточно, и дирижеры умело используют в ауфтакте мимику лица и движения корпуса, также почти во всех случаях дирижеры используют дыхание для достижения желаемого результата. Поэтому искушенный в музыке человек (музыкант) понимает многие ауфтакты дирижера даже из зрительного зала, глядя на спину последнего.

 

Из всего выше сказанного понятно, что руки для указания ауфтакта совсем не обязательны. Что и происходит повсеместно, достаточно посмотреть на выступления ансамбля музыкантов, руки которых во время игры заняты. Ауфтакты концертмейстер показывает всеми другими выше перечисленными способами. Многие из Вас, наверняка видели запись, в которой Леонард Бернстайн дирижирует шуточным произведением исключительно мимикой лица и взглядом. Это еще один яркий пример ауфтакта без рук.

 

Неправильным будет думать, что исполнение ауфтакта - это только начала исполнения произведения. Ауфтактом правильнее было бы назвать жест, дающий предощущение дальнейшего исполнения. Как только наступает момент необходимости корректировки звучания (к темпу и громкости это относится более всего), дирижер (концертмейстер ансамбля) начинает прибегать к технике ауфтакта. Время прохождения от одной точки жеста до другой - дает предощущение темпа, амплитуда - предощущения силы будущего звучания. Почти всегда это связано с работой дыхания (вдох тоже можно сделать с ауфтактом) и мимикой. Ауфтакт используется на протяжении всего произведения и является действенным методом управления совместным звучанием во время исполнения. В составах без явно выраженного лидера (дирижера) коммуникации между музыкантами также осуществляются при помощи элементов техники ауфтакта. В данном случае состав следит за исполнительскими жестами и дыханием солиста. Поэтому визуально музыканты также общаются друг с другом во время игры, и надо отметить, даже на уровне предощущений.

 

Ауфтакт можно дать к любой доле любого такта, что является удобным для корректировки звучания и решения многих художественных в конечном итоге задач маэстро дирижером.

Игра: кларнет в школе

кларнет в музыкальной школе, антология, игровые материалы

KaraokeJazz приложения

Мобильные приложения для музыкантов