Словарь терминов
  • Register

Аккордовые последовательности

определение
приложение №1
3-й класс
4-й класс
5-й класс
6-й класс
слуховой анализ минимальные требования

Определение

Аккордовая последовательность – это цепочка аккордов, в которой соблюдено количество и правила соединения голосов в рамках заданного жанра, где аккорды располагаются с учетом логики музыкального развития.

В курсе сольфеджио изучение аккордовых последовательностей используется как алгоритм для знакомства и изучения многоголосной классической музыки, как универсальная отмычка ко многим музыкальным секретам. Обучение базируется на отработке двух навыков:
1) построение и игра аккордовых последовательностей в реальном времени с соблюдением изучаемых правил
2) слуховой анализ как самих аккордовых последовательностей, так и фрагментов классических произведений

Оба навыка опираются на изучение и понимание функциональных связей каждого аккорда внутри безусловного или условного лада. В курсе базовой теории все аккорды относятся к трем основным функциям: тонической, доминантовой и субдоминантовой.
Изучение и игра аккордовых последовательностей также дает учащимся навык осознанного выделения (в рамках собственного опыта) базовой функциональной структуры (цифровки) любого произведения, а также облачения в эту структуру любой одноголосной мелодии по заданию учителя.

Изначально в школах ученики изучают трезвучия мажора и минора, затем их обращения, затем знакомятся с уменьшенным и увеличенным трезвучием. Им прививается навык самостоятельной игры данных трезвучий и обращений в тональности и от любой ноты. Навык их определения на слух приобретается учениками на уроках (также опирается на опыт самостоятельных занятий). Первые диктанты на слуховой анализ трезвучий с обращениями проигрываются вне лада и тональности. От учеников требуется определить краску аккорда (мажорный, минорный, уменьшенный, увеличенный), а для мажорных и минорных определить, в каком виде (в основном, или в виде какого из обращений) аккорд был проигран. Аккорды в таких диктантах проигрываются трехголосно в произвольном регистре диапазона от малой до второй октавы.

 

 

Аккордовые последовательности в рамках учебного процесса

 

Мобильное приложение на анализ аккордов

Файлы:
Анализ аккордов Версия:1.2

Слуховой анализ аккордов (сольфеджио 3-5 классы)
Приложение, которое проводит с учеником диктант (слуховой анализ) на определение аккордов и их обращений вне лада (тональности) без необходимости наличия инструмента, ручки, бумаги и Интернета. Проигрывает трехголосные аккорды, проверяет и указывает на ошибки, выставляет оценки по традиционной пятибалльной шкале. Рекомендуется для отработки навыков определения аккордов на слух.

Демо видео-ролик (как работает на телефоне)

Демо видеоролик. Диктант аккорды. Android приложениедля активации требуется регистрация

Веб-сайт См. демо Дата 07.01.2016 Язык  Русский Система  Android Размер файла 24.02 MB Закачек 1607

Определение следующих аккордов в последовательности вне тональности: Б53, Б6, Б64, М53, М6, М64, ум.53, ув.53.
Аккорды построены с равной степенью задействования звуков основных тонов по всей 12-полутоновой системе, что позволяет  максимально исключить тонико-доминантовые связи ближайших по воспроизведению в цепочке аккордов, заставить учеников со слухом, более или менее приближенным к абсолютному, слушать окрас аккордов, а не исчислять их по трём услышанным звукам (что сложно производить в тональностях с большим количеством ключевых знаков). Обширный набор аккордов, встраиваемых в аккордовые последовательности, не дает возможности определять аккорд путем запоминания. Каждая цепочка аккордов (исполняемых в данном приложении вне тональности) является уникальной, количество возможных вариантов их сочетаний: 6 в 6-й степени, умножить на 9.

 

Слуховой анализ аккордовых последовательностей

3-й класс

Согласно единых государственных требований, начиная с 3-го класса (11-и летний курс обучения), учащиеся должны уметь строить и определять на слух трезвучия и их обращения. Речь идет о трех основных функциях мажора и минора: T (тоника), S (субдоминанта), D (доминанта). Полный курс сольфеджио за третий класс предполагает знакомство с двумя видами доминант в миноре. В рамках базовой программы изучаются доминанты гармонического минора и в дополнение учащиеся проходят доминанты натуральных миноров. Государственного экзамена по сольфеджио за 3-й год обучения не предусмотрено, однако, в программу курса обучения входят задания на определение и построение аккордовых последовательностей (аккордовых цепочек), в которых встречаются буквально следующие аккорды:

3-й класс
dur:    I53; I6; I64; IV53; IV6; IV64; V53; V6; V64
moll:  I53; I6; I64; IV53; IV6; IV64; V53(г); V6(г); V64(г); V53(н); V6(н); V64(н)

 

Последовательности аккордов (3-й класс). Мобильное приложение

Аккордовые последовательности. 3 класс Версия:1.1

Аккордовые последовательности 3-й класс. Слуховой анализ
Приложение, которое проводит тренинг на определение функций и аккордов (обращений аккордов) в тональности. Не требует наличия инструмента, ручки, бумаги и Интернета. Проигрывает последовательности трехголосных аккордов, проверяет и указывает на ошибки, выставляет оценки по традиционной пятибалльной шкале. Рекомендуется для отработки навыков определения аккордов на слух.

Демо видео-ролик (как работает на телефоне)

Демо видео ролик. Аккордовые последовательности. 3-й классдля активации требуется регистрация

Веб-сайт См. демо Дата 21.03.2016 Система  Android Размер файла 19.44 MB Закачек 1066

Аккорды, подобранные аккордовые в цепочки, в данном приложении являются гармоническими оборотами, т.е. они отстраиваются согласно логике и классических правил гармонического музыкального развития. Т.к. в последовательностях используются трёхголосные аккорды, о правилах соединения (параллельных квинтах, параллелизмах, удвоениях, свойственных для четырёхголосия, и т.п.) здесь пока речь не идёт. Это реально соответствует начальному курсу сольфеджио за 3-й класс. Подбор аккордовых последовательностей велик, гармонические обороты построены по максимуму с использованием всех 24-х тональностей. Всё это ставит определенный акцент на осознание и приобретение навыка определения аккордов по их окрасу, исключая необдуманное запоминание и заучивание, или в случаях с "абсолютниками" распознавание аккорда не по окрасу, а вычисление его по трём образующим звукам.

 

4-й класс

В четвертом классе в задания по слуховому анализу аккордовых последовательностей (гармонических оборотов) к аккордам 3-го класса, а именно:

dur:    I53; I6; I64; IV53; IV6; IV64; V53; V6; V64
moll:  I53; I6; I64; IV53; IV6; IV64; V53(г); V6(г); V64(г); V53(н); V6(н); V64(н)

добавляются аккорды доминантовой группы (уменьшенное трезвучие и доминантсептаккорд):

dur:    ум.53/VII; V7
moll:  ум.53/VII(г); V7(г)

В гармонические обороты за 4-й класс все выше перечисленные аккорды включаются. Аккордовые последовательности в сравнении с третьим классом даются в более усложненном виде.

 

Последовательности аккордов (4-й класс). Мобильное приложение

Аккордовые последовательности. 4 класс Версия:1.1

Аккордовые последовательности 4-й класс. Слуховой анализ
Приложение с функциями родительского контроля, тренинга и мониторинга знаний ученика в курсе четвертого класса сольфеджио. Исполняет гармонические обороты (трёхголосная фактура), меняет задания, выставляет оценки (традиционная пятибалльная шкала). Рекомендуется для подготовки к экзамену, контрольному уроку и для общего развития музыкального слуха, мышления и фантазии. Работает автономно.

Демо видео-ролик (как работает на телефоне)

Демо видео ролик. Аккордовые последовательности. 4-й классдля активации требуется регистрация

Веб-сайт См. демо Дата 17.05.2016 Язык  Русский Система  Android Размер файла 27.57 MB Закачек 1148

В 4-м классе в связи с появлением аккордов доминантовой группы ум.53 и V7 в цепочках данные аккорды разрешаются в тоническое трезвучие согласно правил классической теории, в связи с чем в приложении появляется новый индекс "Н" - неполный, обозначающий неполное (в данном случае) тоническое трезвучие.

 

5-й класс

В программу обучения пятого класса включены гармонические обороты, содержащие следующие аккорды:

 

из курса 3-го класса:

dur:    I53; I6; I64; IV53; IV6; IV64; V53; V6; V64
moll:  I53; I6; I64; IV53; IV6; IV64; V53(г); V6(г); V64(г); V53(н); V6(н); V64(н)

из курса 4-го класса:

dur:    ум.53/VII; V7
moll:  ум.53/VII(г); V7(г)

 

В программе 5-го класса появляются аккорды субдоминантовой группы (уменьшенное трезвучие на II ступени и аккорды гармонической субдоминанты мажора) и аккорды доминантовой группы (три обращения доминантсептаккордов мажора и гармонического минора):

Субдоминантовая группа:
dur:   ум.53/II
(г); IV53(г); IV6(г); IV64(г)
moll:  ум.53/II

Доминантовая группа:
dur:   V65
; V43; V2
moll:  V65(г); V43(г); V2(г)

Гармонические обороты за 5-й класс включают все выше перечисленные аккорды.

 

Также по программе 5-го класса учащиеся знакомятся с понятием параллельно-переменных ладов, без включения данного материала в слуховой анализ аккордовых последовательностей.

 

Последовательности аккордов (5-й класс). Мобильное приложение

Аккордовые последовательности. 5 класс Версия:1.1

Аккордовые последовательности 5-й класс. Слуховой анализ
Логическое продолжение линейки КараокеДжаз приложений по слуховому анализу аккордовых последовательностей в курсе сольфеджио. Обучает и закрепляет навыки определения аккордов в тональности на слух. Проигрывает диктанты, ставит оценки, проверяет и проводит работу над ошибками, формирует правильную запись аккордов. Благодаря встроенной функции родительского контроля, является незаменимым помощником для учителя и родителей в подготовке ученика к экзамену (контрольному уроку, зачету) по сольфеджио. Работает автономно.

Демо видео-ролик (как работает на телефоне)

Демо видео ролик. Аккордовые последовательности. 5-й классдля активации требуется регистрация

Веб-сайт См. демо Дата 15.06.2016 Язык  Русский Система  Android Размер файла 30.98 MB Закачек 1219

В 5-м классе в связи с появлением аккорда доминантовой группы V43, разрешаемого в развернутое тоническое трезвучие, согласно правил классической теории, появляется новый индекс "Р" - развернутый.

 

6-й класс

Гармонические последовательности по программе шестого класса включают в себя все ранее пройденные в 3-м, 4-м и 5-м классах аккорды. Это логично, закрепляет и не дает позабыть ранее пройденный материал.

из курса 3-го, 4-го и 5-го классов:

dur:    I53; I6; I64; IV53; IV6; IV64; V53; V6; V64; ум.53/VII; V7; ум.53/II(г); IV53(г); IV6(г); IV64(г); V65; V43; V2
moll:  I53; I6; I64; IV53; IV6; IV64; V53(г); V6(г); V64(г); V53(н); V6(н); V64(н); ум.53/VII(г); V7(г); ум.53/II; V65(г); V43(г); V2(г)

В программе 6-го класса появляются увеличенные трезвучия и уменьшенные вводные септаккорды гармонических ладов:

dur:   VI53(г); ум.VII7(г)
moll:  VI53(г); ум.VII7(г)

а также малый вводный септаккорд VII ступени натурального мажора:

М.VII7

В курсе сольфеджио учащиеся также знакомятся с кадансовым квартсекстаккордом K64, однако, данный аккорд еще полноценно не включается в трёхголосные цифровки, а появится далее в 7-м классе в полноценном четырёхголосии.

 

Последовательности аккордов (6-й класс). Мобильное приложение

Аккордовые последовательности. 6 класс Версия:1.1

Аккордовые последовательности 6-й класс. Слуховой анализ
Дальнейшая разработка КараокеДжаз приложений по слуховому анализу аккордовых последовательностей в курсе сольфеджио по материалам шестого класса ДМШ, ДШИ. Обучает, закрепляет, проигрывает диктанты, ставит оценки, проводит работу над ошибками, приучает к правильной записи аккордов в цифровке. Незаменимый помощник учителю родителям и ученику с функциями встроенного родительского контроля.

Демо видео-ролик (как работает на телефоне)

Демо видео ролик. Аккордовые последовательности. 6-й классдля активации требуется регистрация

Веб-сайт См. демо Дата 26.08.2016 Язык  Русский Система  Android Размер файла 36.44 MB Закачек 1307

В приложении за 6-й класс появляются новые кнопки с обозначениями III и VI ступеней, а также кнопки аккордов: увеличенного трезвучия ув.53, уменьшенного вводного септаккорда седьмой ступени ум.VII7 и малого вводного септаккорда седьмой ступени М.VII7



 

 

Аккордовая последовательность – данный термин применим к большому ряду музыкальных систем, где четко прослеживается иерархия мелодического голоса при поддержке вертикальной гармонической надстройки из как минимум еще трех голосов (можно все же обходиться в ряде случаев двумя). Сам термин будет неразрывно связан с понятием дженерал бас, который возник в конце 16 века на стыке соблюдения авторских прав и в то же время популяризации произведения. Т.е. полноценно партитура сознательно скрывалась автором, осмелюсь предположить, для обеспечения его дальнейшей профессиональной занятости. Выписывались мелодия и цифровка (аккордовая последовательность). Ни в какой музыке этот принцип не получил такой популярности как именно в джазе, но непосредственно упрощенная запись дала еще и удобство прочтения, усвоения и свободу трактовки, плюс живучесть самой темы в рамках разных джазовых стилей и традиций.

В классической (до 20 века) музыке существует ряд правил для соединения аккордовых последовательностей:
1.  Голоса должны соединяться плавно (по преимуществу ходами на приму, секунду. Исключение составляет бас, который может совершать скачки на терцию, кварту, квинту и т. д.).

2.  После доминантовых аккордов нельзя брать субдоминантовые аккорды (исключение составляет так называемый прерванный оборот).

Аккордовые последовательности представлены тремя разновидностями гармонических оборотов: автентическим (...T-D-T), плагальным (...T-S-T), и полным (...S-D-T) проверить => (...S-K6/4-D-T). Аккорды, наполняющие эти обороты, могут быть как трезвучиями и их обращениями, так и септаккордами с обращениями.

В джазе всеми этими правилами можно так или иначе пренебрегать (хотя этого и в классике уже полно). В джазе аккорды выходят далеко за пределы основного лада, где будет затруднительно объяснить к какой группе (тонической, доминантовой или субдоминантовой) они относятся. Более того, ряд аккордовых созвучий может выполнять разнообразные функции (как тоники, так и доминанты и т.п.).

И в классике, и в джазе произведение имеет четко выраженный аккордовый план, столбовую жесткость которого смягчают контрапункт, фактура изложения и ритмические рисунки.

 

*Произведения восточной музыки, основанные не на терцовой европейской музыкальной системе, под лекала аккордовых последовательностей не подпадают. Не подпали бы под нее и былинные песнопения древних эллинов, мантры индусов, а также много другой неевропейской музыки. Курс сольфеджио проводится в рамках европейской музыки.

Аккордовая последовательность – данный термин применим к большому ряду музыкальных систем, где четко прослеживается иерархия мелодического голоса при поддержке вертикальной гармонической надстройки из как минимум еще трех голосов (можно все же обходиться в ряде случаев двумя). Сам термин будет неразрывно связан с понятием дженерал бас, который возник в.… веке на стыке соблюдения авторских прав и в то же время популяризации произведения. Т.е. полноценно партитура сознательно скрывалась автором, осмелюсь предположить, для обеспечения его дальнейшей профессиональной занятости. Выписывались мелодия и цифровка (аккордовая последовательность). Ни в какой музыке этот принцип не получил такой популярности как именно в джазе, но непосредственно упрощенная запись дала еще и удобство прочтения, усвоения и свободу трактовки, плюс живучесть самой темы в рамках разных джазовых стилей и традиций.

 

В классической (до 20 века) музыке существует ряд правил для соединения аккордовых последовательностей:

1.Голоса должны соединяться плавно (то есть ходами на приму, секунду. Исключение составляет бас, который может совершать скачки на терцию, кварту, квинту и т. д.).

 

2.После доминантовых аккордов нельзя брать субдоминантовые аккорды (исключение составляет так называемый прерванный оборот).

 

Аккордовые последовательности представлены тремя разновидностями гармонических оборотов: автентическим (...T-D-T), плагальным (...T-S-T), и полным (...S-D-T) проверить => (...S-K6/4-D-T). Аккорды, наполняющие эти обороты, могут быть как трезвучиями и их обращениями, так и септаккордами с обращениями.

 

В джазе всеми этими правилами можно так или иначе пренебрегать (хотя этого и классике уже полно). В джазе аккорды выходят далеко за пределы основного лада, где будет затруднительно объяснить к какой группе (тонической, доминантовой или субдоминантовой) они относятся. Более того, ряд аккордовых созвучий может выполнять разнообразные функции (как тоники, так и доминанты и т.п.).

 

И в классике и в джазе произведение имеет четко выраженный аккордовый план, столбовую жесткость которого смягчают контрапункт, фактура изложения и ритмические рисунки.

Игра: кларнет в школе

кларнет в музыкальной школе, антология, игровые материалы

KaraokeJazz приложения

Мобильные приложения для музыкантов