Словарь терминов
  • Register

Степени родства тональностей

Под родством тональностей подразумевают наличие или отсутствие общих аккордов с учетом их принадлежности к ладам сопоставляемых тональностей

 

Единая таблица родства
Три степени родства тональностей
Определение степеней родства тональностей
Альтернативный программный поиск 3-х ст родства тональностей
Степени родства ладов – расширенная система
Программный поиск 7-и степеней родства аккордов, ладов, тональностей

 

Единая таблица родства тональностей

Таблица дает исчерпывающие ответы за доли секунды. Справляйтесь во встроенных комментариях, и тогда легко усвоите суть данной темы.

вопрос по четырем степеням родства*Не знаю, насколько востребована в наше время трактовка в виде 4-х степеней родства. Если необходимость острая, пишите в комментариях, сделаем универсальный скрипт, включающий и данные требования (кнопка такая уже прикручена в правом верхнем углу). Данная тема для студентов является одной из наиболее сложных. К учащимся теоретических отделений по данному вопросу предъявляются бескомпромиссные требования. Сервис дает знания даже при выполнении конкретно поставленной задачи. От учащегося требуется лишь уверенно нажимать на все имеющиеся кнопки.

 

Три степени родства тональностей

В ряде учебных пособий по вопросу степени родства тональностей можно встретить расхождения. Конкретно: СПб школа (Н.А. Р-Корсаков) описывает 3 степени родства, а Московская школа (П.И. Чайковский) 4. Существенной разницы нет. Там где 4 степени: 2-я степень родства делится на два пункта, а дальше без расхождений. Будьте к этому готовыми. Классическая теория подразумевает 3 степени родства между тональностями, они основываются на общности трезвучий. Рассматривается общность звуков, выстраиваемых в трезвучия.

Определение степеней родства тональностей

Расчет вида родства производится по степени общности трезвучий, построенных в каждой тональности.
Для общности рассматриваются расчетные трезвучия, которые располагаются на ступенях звукорядов мажора или минора за исключением VII ступени в мажоре и II ступени в миноре (здесь все просто: на этих ступенях строится уменьшенное трезвучие), а также это трезвучие гармонической субдоминанты (для мажора) и гармонической доминанты (для минора).

 

Для мажора расчетными будут трезвучия II, III, IV, V, VI и IV гарм. ступеней

по каким трезвучиям рассчитывается степень родства для мажора


Для минора расчетными будут трезвучия III, IV, V, VI, VII и V гарм. ступеней

по каким трезвучиям рассчитывается степень родства для минора



Для того чтобы самостоятельно определить все степени родства для любой из тональностей, нужно знать:

1. в первой степени родства тоническое трезвучие первой тональности должно содержаться в одном из расчетных трезвучий второй тональности
2. во второй степени родства тональности должны иметь хотя бы одно общее расчетное трезвучие
3. в третьей степени родства тональности не содержат ни одного из общих расчетных трезвучий

 

Расшифруем:

1. Первая степень родства двух тональностей подразумевает обязательную принадлежность их тонических трезвучий к числу общих для обеих тональностей аккордов. Сообразительные музыканты догадаются, что в мажоре это тональности трезвучий всех ступеней, кроме VII (ее трезвучие - уменьшенное). Здесь в силу традиций еще приплюсовывается трезвучие гармонической (минорной) субдоминанты. Пример для До мажора будет совсем уж простым, приведем на Фа мажоре. Итак, это тональности:
Gm, Am, Bb, Bbm, C, Dm.
Минорная тональность также имеет шесть тональностей первой степени родства. Это тональности всех натуральных ступеней, кроме II (ее трезвучие также уменьшенное) + тональность гармонической доминанты (V ступени).
Например, для Ре минора это: F, Gm, Am, A, Bb, C.
Если первая тональность находится в первой степени родства к исходной тональности, то и исходная будет находиться с ней в первой степени родства. Пример: Eb и Fm. В этом нет никакого противоречия. Это условие выполняется взаимно попарно и для гармонической субдоминанты мажора и для гармонической доминанты минора (пример: для До мажора Fm – это гарм. субдоминанта, а C в Фа миноре это гармоническая доминанта).
2. Вторая степень родства. Для попадания в разряд второй степени родства наша тональность должна иметь не менее одного общего трезвучия с исходной, но оно не должно быть тоническим (иначе будет 1-я ст. родства). Каждая тональность (и мажорная, и минорная) имеет по 12 тональностей второй степени родства. Для быстрого их определения пользуйтесь нашим программным поиском (см. ниже).
При смене местами исследуемой и исходной тональности условие также не меняется.
3. С третьей степенью родства все совсем просто – это тональности, не содержащие общих трезвучий вообще. Всего их пять. Какие? - смотрите ниже.

Что здесь еще необходимо добавить. Разумеется, бемольные тональности не имеют трезвучий, содержащих диезы, но т.к. темперация в музыке уже принята безоговорочно, и существует всего 5 тональностей третьей степени родства вместо бесконечного их количества, благодаря применению энгармонических эквивалентов тональностям с их трезвучиями. В противном случае ряд продолжился бы не до 5-и, а до абсурдной бесконечности тональностей с абсурдным многократным дублированием бемолей им диезов.

 

4 степени родства тональностей. Московский бригадный учебник описывает 4 степени родства тональностей. Разница с СПб школой здесь будет лишь в том, что в московской школе вторая степень родства разбивается на две части (2-ю и 3-ю соответственно), оттесняя третью (Питерскую) часть на четвертую позицию. При этом по московской школе ко второй степени родства относятся четыре тональности, имеющие два общих расчетных трезвучия при двух знаках разницы в ключе. Например, фа мажор и соль мажор имеют общее трезвучие ля-до-ми, являющееся трезвучием III ступени в фа мажоре и II — в соль мажоре. В третьей степени родства находятся восемь тональностей, которые имеют одно общее расчетное трезвучие.

 

Программный поиск (по таблицам)

Для удобства поиска и для проверки на знание предмета, таблицы поиска удаленных аккордов также настроены и на поиск степеней родства тональностей. Благодаря поиску теперь каждый легко может получить полный список родственных тональностей к любой из выбранных. Поиск за считанные секунды выдаст результат родства, либо позволит определить отношение родства к любым имеющимся парам тональностей. Практическая польза автоматического сервиса по отношению к родству тональностей заключается еще и в том, что ученик (студент) всегда может устроить себе проверку на качество своих познаний в первой, второй или третьей степенях тонального родства.

 

Поиск всех тональностей любой степени родства для исходной тональности

Чтобы получить полный список всех тональностей, родственной исходной, необходимо перейти сюда, ничего не вводить в главное поисковое окно, а только выбрать три параметра в выпадающих вкладках расширенного поиска (EXTENDED SEARCH).
1.    Тональность (key, tonality)
2.    Степень родства с мажором, если ищете для мажора, выбранного в пункте №1 (мажор и параллельный минор даны в паре)
3.    Степень родства с параллельным минором, если ищете для минора, выбранного в пункте №1 (мажор и минор даны в паре)
И нажать на кнопку поиска вверху.

 

Например, ищем для До Мажора все тональности 1-й степени родства:

как искать степени родства тональностей

Красным на рисунке выделено то, что нужно выставить в опциях по поиску 1-й степени родства для До мажора и сама кнопка Search.

 

После нажатия кнопки Search вы увидите следующий результат:

результаты поиска первой степени родства

На рисунке красным выделены соответственные тональности (вернее обозначения их тонических септаккордов). Обозначения даны в американской системе, где Си обозначается как B, а Си бемоль как Bb. Пусть семерки Вас не смущают (у сервиса еще множество функций для работы с септаккордами, родство тональностей - небольшое приложение к ним).

Для поиска других степеней родства для других тональностей - действуем по аналогии

Примечание: студенты знают, что F# мажор = Сольb мажору, поиск в ряде случаев будет выдавать оба энгармонических варианта для тональностей с большим количеством знаков.

 

Теперь даже для самых насыщенных ключевыми знаками тональностей можно легко определить все виды родственных тональностей. Что важно, результаты даются таким образом, чтобы избежать нереально далеких тональностей, т.е. им сразу дается энгармоническая замена тональности, содержащей наименьшее количество ключевых знаков. Это удобно.

Почему были придуманы степени родства тональностей? – ответ очевиден, при сопоставлении тональностей слушателем ощущается условное расстояние между ними. Все в сравнении. Тональности первой степени родства звучат близко, ожидаемо, т.к. многие из функций одной, уже являются функциями другой тональности. Поэтому и модуляций, осуществляющих гармоничный переход в эти тональности, в музыке встречается больше, и в классической, и в народной. Тональности второй степень родства звучат по отношению друг к другу уже подальше, неожиданно. Конечно, каждая при сопоставлении имеет свою краску, а в музыкальном контексте или в масштабах формы создает свое настроение, но все же – это второй круг удаленности. Тональности третьей степени родства звучат по отношению друг к другу не то чтобы далеко, а, вернее сказать, отстраненно. В современной музыке данные сопоставления тональностей встречаются чаще.
Для чего были придуманы степени родства тональностей? – на поверхности отыщется не много ответов на данный вопрос. Чтобы как-то упорядочить виды модуляций и подвести некую теоретическую базу под расстояния в соприкасающихся тональностях (ладах).

Классическое распределение тональностей на три степени родства имеет  свои положительные теоретические стороны.
---------------------------------------
Для практического применения платформа КараокеДжаз рассматривает семь видов родства ладов.

 

II. Степени родства ладов – расширенная система.

Под родством тональностей также уместно подразумевать наличие общих для двух тональностей звуков

КараокеДжаз практический взгляд на родство тональностей подразумевает 7 видов родства между всеми тональностями, всеми известными и неизвестными (трансформированными) ладами. С прицелом на практическое применение.

Родство тональностей в классическом виде (3 или 4 степени родства) устанавливается по трезвучию, т.е. по факту по нижнему тетрахорду, который в двух вариантах (мажор или минор) неизменен. Внесение изменений в данный тетрахорд перевернет ряд родственных связей. Для примера можно представить дважды гармонические лады или лады народной музыки, там будет другая сетка трезвучий и несколько измененные степени родства, следовательно, т.к. каждый лад добавит как минимум по 1-му какому-нибудь знаку.
Примерять родство тональностей по верхнему тетрахорду никому и в голову не приходило. Выход за рамки замкнутой системы, очевидно, продиктовал условие – остановиться на том, что есть, и ограничить огромное число красок, расстояний и общих звуков рамками трех градаций, т.е. тремя видами родства.

Проблема стоит несколько шире. Сопоставление межтональных связей в музыке только для неизменяемого нижнего тетрахорда – некоего незыблемого столпа по сравнению с верхним – развивает музыкальное мышление с ограничением выбора, подразумевает некое хождение вокруг столбов, от одного к другому, что является еще и высшей формой музыкальной динамики (здесь подразумевается модуляция). Неизменность нижнего тетрахорда – если призадуматься, это и есть господство ионийского (с параллельным минорным) лада над остальными (более семи) ладами, которые исторически равноправны по отношению друг к другу. Так что, мышление отражается на продукте. Вот почему у технарей в искусстве кризис, а у народа в творчестве – нет. При оперировании классическими правилами над ладами народной музыки посыплются многие постулаты, доминантсептаккорд может стать уже не таким и малым мажорным септаккордом, разрешать его уже не будет такой акустической целесообразности, шестая ступень уйдет в разряд диссонансов и т.п. и т.д. Классические правила уже не будут едиными на всю систему. Если любое произведение перенести в другой лад, получится много корявых, или смешных, или неубедительных мест. Это говорит только о том, что в данной системе другие правила, а не о том, что лад хуже подходит для композиции. И т.д., и т.п.

Но вернемся к степеням родства. Базовый вопрос, сколько надо выделить степеней родства между ладами (именно так, а не «тональностями»), - ответ очевиден: семь. Чем нужно руководствоваться? – количеством общих звуков. Что еще примечательного, анализ джазового исполнительства мастеров бибопа, показывает, что ладов намного больше, чем 7 или 9. При игре импровизаций джазмены используют производные лады, существующие в рамках расстояний между основным ладом и ладом удаленного аккорда, т.е. по отношению к основному ладу удаленный аккорд будет звучать максимально приемлемо уже не в ионийском ладу. Здесь и начинается много интересного. Новые аккорды порождают новые лады. Самый плодовитый в этом отношении именно малый мажорный септаккорд, особенно если взять в расчет его акустический атрибут к альтерации (а также к расщеплению) квинты.
Пример2
Но и у других аккордов есть часть этих возможностей.
Родство по верхнему и по нижнему тетрахорду дает динамичную систему и содержит богатый + интересный потенциал.
Уже субдоминанта по отношению к тональности звучит в лидийском ладу. Но здесь она субдоминанта *(неустой). А в случае, если лад сам по себе лидийский, как в данном случае трансформируется какой-нибудь далекий малый мажорный септаккорд? – здесь мы понимаем, что выходим за рамки традиционной гармонии.

Самое большое родство, к примеру, будет у ионийского мажора и миксолидийского лада от доминанты (7 звуков), почему они и образовали такую прочную тональную связь. Это и есть седьмая самая расширенная связь.

Программный поиск 7-и степеней родства аккордов, ладов, тональностей

Для поиска расширенного родства необходимо перейти сюда, ничего не вводить в главное поисковое окно, а только выбрать два параметра в выпадающих вкладках расширенного поиска (EXTENDED SEARCH).

1    Тональность (key, tonality) – выбрать тональность
2    common sounds – выбрать количество общих звуков: от 1 – до 7

И нажать на кнопку поиска вверху

Например, ищем для ля мажора самые родные лады (выбрать 7). Пример3
Таблицы настроены на показ максимальных связей между ладами, не обязательно, что при этом лад будет ионийским или эолийским, или вообще классифицированным наукой ладом. Все общие звуки подробно выписаны.

Как вы понимаете, система сильно разомкнулась, открыв просторы для экспериментов. Таблицы имеют еще потенциал для дополнений и включений, но уже в рамках такого родства есть простор для творчества, и есть конкретика.

-----------------------------

 

На нашем ресурсе имеются таблицы удаленных аккордов, где в более подробном виде производится поиск общих звуков для заданной и исходной тональности, использование которого дает конкретные границы пересечения разных ладов и тональностей в пределах всего квинтового круга. В таблицах вы найдете не только общие для двух тональностей трезвучия, но все звуки, конкретно по каждому случаю и в энгармонических вариантах. Перейти к таблицам удаленных аккордов.

Игра: кларнет в школе

кларнет в музыкальной школе, антология, игровые материалы

KaraokeJazz приложения

Мобильные приложения для музыкантов