Словарь терминов
  • Register

Высота звука

Высота звука в музыке – этот термин применяется к одному музыкальному звуку, атрибутами которого является наличие основной частоты (более низкой), звучащей на порядок громче сопутствующих частот, этой частотой порождаемых (обертона или по-другому гармоники). Обратил на это внимание потому, что звучание оркестра тоже называют звуком, но в данном случае нет смысла применять термин «высота звука».

Высота есть количественный состав величины колебаний. У физиков это Герц (Гц). Физика изучает колебания во всех его многообразиях. Свет тоже имеет волновую природу. Частота его колебаний на порядки выше звуковых, а глаза являются органом, позволяющим в определенных пределах распознавать некоторую часть световых колебаний. Уши позволяют распознавать некоторую часть звуковых частот в пределах ограниченного диапазона. Беспредельную массу изменяющихся во времени количественно складываемых и вычитаемых частот мы воспринимаем качественно. Здесь нужно удивляться не только способности уха воспринять, но и способности мозга просчитать, и способности психики выделить моменты прекрасного или ужасного.

Необходимо выделить две стороны восприятия высоты звука: 1) интервальную, связанную со звуковыми пропорциями, 2) темброво-аккустическую, характеризующуюся ощущением изменения окраски звука, разборчивости и положения в пространстве. Насчет пространства – психика способна различать разницу, в пределах которой наши уши, расположенные в 10-12 см. друг от друга, получают два вида сигнала с задержкой одного относительно другого. Интервалы мы слышим в пределах от 16 гц и до 4000-4500 гц, тембры (обертона) и акустику - от 16 гц до 18 000-19 000 гц. За нижним пределом находится область инфразвуков, где ухо человека вообще не воспринимает колебательные движения как звук.

Человеческий слух настроен более на восприятие и классификацию (запоминание) пропорций звуковых частот (интервалы, аккорды, созвучия) и на их изменения (а на это настроено все живое на земле, бросается в глаза движущийся предмет). Менее он настроен (свойства мозга) на классификацию (запоминание) именно самой частоты, абсолютным слухом наделены далеко не все. А по факту проще запомнить частоту, чем высчитывать всякий раз изменение пропорций, да еще и с разницей фаз, многократностью отраженных задержек и т.п. Но более простое (на порядок) кажется непомерно сложным. Абсолютников считают чуть ли не гениями. Парадокс!!!

Какое отношение выше сказанное имеет к высоте звука?- высоту музыканты обозначают одной из 12-и нот всей системы (это для них главное), а потом уже называют (а могут и не называть) имя регистра.

Игра: кларнет в школе

кларнет в музыкальной школе, антология, игровые материалы

KaraokeJazz приложения

Мобильные приложения для музыкантов