Словарь терминов
  • Register

Диатонические интервалы

теория
приложение
определение на слух
диктант

 

Теория

Интервалы, которые строятся в диатонических ладах, называются диатоническими. Интервалы, строящиеся в пределах октавы, называются простыми. Интервалы, выходящие за пределы октавы, называются составными.

Простые диатонические интервалы – это интервалы в пределах октавы, которые образуются между основными ступенями натурального (диатонического) звукоряда.

Названия диатонических интервалов (как и всех других интервалов) основываются на:

I. Их количественной величине. Это связано с  количеством входящих в интервал ступеней. Интервалы обозначаются: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава (термины имеют латинские корни).

ступеневая величина диатонических интервалов

II. На их качественной величине, основанной на количестве входящих в состав интервалов тонов (с полутонами). В результате чего ко всем интервалам приписываются прилагательные: чистая, малая, большая, уменьшенная, увеличенная.

тоновая величина интервалов

Также эти прилагательные косвенно отражают и степень напряженности интервалов. По уровню напряженности интервалы делятся на три группы (даем в порядке увеличения):
1. совершенные консонансы: ч.1, ч.8, ч.5, ч.4
2. несовершенные консонансы: б.3, м.6, м.3, б.6
3. диссонансы: б.2, м.7, м.2, б.7, ув.4, ум.5

Все эти интервалы могут быть построены между основными ступенями диатонического лада, другие интервалы строятся уже не в диатонике, а в хроматике. Диатоническими ладами принято называть натуральный мажор и натуральный минор, + лады, лежащие на ступенях этого звукоряда (лидийский и миксолидийский мажорные лады, дорийский и фригийский минорные лады и локрийский лад).

Диктанты на диатонические интервалы чаще всего пишутся вне тональности, диссонирующие интервалы даются без разрешения. В случаях с повышенными требованиями могут понадобиться знания, на каких ступенях мажора и минора какие интервалы строятся.

Далее даем диктант на определение простых диатонических интервалов. Не только родители, но и сам обучающийся сможет при помощи данного диктанта укрепить свои знания в области диатонических интервалов.

 

Приложение для телефонов (планшетов)

операционная система ANDROID

Диатонические интервалы. Android приложение

Файлы:
Диатонические интервалы Версия:1.1

Приложение, которое проводит с учеником диктант (слуховой анализ) на определение простых диатонических интервалов без необходимости наличия инструмента, ручки, бумаги и Интернета. Проигрывает интервалы, проверяет и указывает на ошибки, выставляет оценки по традиционной пятибалльной шкале. Рекомендуется для подготовки к экзамену (контрольному уроку).

Демо видео-ролик (как работает на телефоне)

Демо видеоролик. Диатонические интервалы. Android приложениедля активации требуется регистрация

Веб-сайт См. демо Дата 03.12.2015 Язык  Русский Система  Android Размер файла 25.25 MB Закачек 3414

 

Как определять интервалы на слух (подсказки)

1.Малая секунда звучит тесно и резко, для сравнения на пропев «пусть бегут неуклюже…», «тихо Дунай свои волны несет…». Ученики часто путают ее с большой секундой. Гармоническая  малая секунда в сравнении с большой звучит грустнее, без оптимизма.
2.Большая секунда звучит резко, но чуть шире чем малая. На пропев «мишка с куклой пляшут полечку…». Ученики путают ее с малой. Гармоническая малая секунда в сравнении с большой  звучит бодрее.
3.Малая терция – это уже самый тесный консонанс, звучит уже явно как часть начальная часть минорного трезвучия. Для идентификации на пропев лучше начала «подмосковных вечеров» еще никто не придумал. С большой терцией ее путают значительно реже, чем все остальные интервалы.
4.Большая терция звучит естественно и радостно. Это главный показатель мажорности, оптимизма и стремления вперед.
5.Кварта – интервал чистый, звучит пустовато. Мелодическая кварта более окрашена в воинственные тона. Чаще ученики ее путают с квинтой, которая также окрашена в воинствующие тона, но звучит шире. В пропеве при сравнении с большой терцией звучит менее радостно, но более утвердительно, содержит интонацию завершения (для сравнения: на терции не остановишься). Для идентификации пропевом идеально во все времена подходили первые ноты гимна нашего Российского государства.
6.Квинта – чистый широкий интервал, звучит пусто. Мелодическая квинта звучит воинственно. Мажорный окрас минимален. Для ученика и само заморское слово «квинта» ассоциативно очень часто подменяется словом «кварта», очень близкие корни. И само звучание интервалов квинты с квартой очень часто путается. Для голосовой идентификации подходит начало из «Так говорил Заратустра» Рихарда Штрауса (заставка клуба знатоков).
7.Малая секста широкий, не пустой интервал, имеет ностальгический, романтический окрас. Для идентификации подходят начала песен М.Таривердиева из «12-и Мгновений весны» «Я прошу, хоть не надолго…» и «Мелодии любви».
8.Большая секста интервал широкий, открытый, светлый, без ностальгического оттенка. Для идентификации идеально подходит начало новогодней песенки «В лесу родилась елочка…»
9.Малая септима – широкий интервал. Звучит резко, но с некоторой мягкостью, слегка грустен. Ученики путают его с большой септимой.
10.Большая септима – самый широкий диссонанс из простых интервалов, вот-вот не дотянувший до октавы и «просящийся в нее». В сравнении с малой септимой звучит резче, настырнее, мажорнее.
11.Октава звучит очень широко и максимально одинаково, для идентификации пропевается как начало «ой, рябина кудрявая…». Ученики на слух с другими интервалами ее практически не путают.
12.Тритон (увеличенная кварта или уменьшенная квинта) – лежит между квартой и квинтой, но об их пустоте не может быть и речи. Крайне диссонантный интервал. Не узкий, не широкий, не грустный, не веселый. Резкий и колючий интервал, который на слух определяется легко, и спутать с каким-либо другим интервалом его сложно.

 

Диктант (слуховой анализ)

При перезагрузке страницы содержимое диктанта изменяется автоматически, просьба это учитывать для проверки своих музыкальных способностей. Для проверки выделите курсором область слева от области проигрывания.

 

б.3
PLAY
PAUSE
STOP
Вкл.
Выкл.
0:07 мин
ч.5
PLAY
PAUSE
STOP
Вкл.
Выкл.
0:06 мин
ч.1
PLAY
PAUSE
STOP
Вкл.
Выкл.
0:06 мин
м.2
PLAY
PAUSE
STOP
Вкл.
Выкл.
0:06 мин
ч.5
PLAY
PAUSE
STOP
Вкл.
Выкл.
0:10 мин
б.3
PLAY
PAUSE
STOP
Вкл.
Выкл.
0:09 мин
ч.8
PLAY
PAUSE
STOP
Вкл.
Выкл.
0:11 мин
м.7
PLAY
PAUSE
STOP
Вкл.
Выкл.
0:07 мин
тритон
PLAY
PAUSE
STOP
Вкл.
Выкл.
0:07 мин
б.6
PLAY
PAUSE
STOP
Вкл.
Выкл.
0:08 мин
ч.8
PLAY
PAUSE
STOP
Вкл.
Выкл.
0:08 мин
ч.4
PLAY
PAUSE
STOP
Вкл.
Выкл.
0:06 мин
м.3
PLAY
PAUSE
STOP
Вкл.
Выкл.
0:08 мин
ч.5
PLAY
PAUSE
STOP
Вкл.
Выкл.
0:11 мин
м.3
PLAY
PAUSE
STOP
Вкл.
Выкл.
0:10 мин
м.3
PLAY
PAUSE
STOP
Вкл.
Выкл.
0:07 мин
ч.5
PLAY
PAUSE
STOP
Вкл.
Выкл.
0:07 мин
тритон
PLAY
PAUSE
STOP
Вкл.
Выкл.
0:07 мин
ч.4
PLAY
PAUSE
STOP
Вкл.
Выкл.
0:08 мин
б.2
PLAY
PAUSE
STOP
Вкл.
Выкл.
0:04 мин

КОММЕНТАРИИ

+4Admin24.11.2015 12:00#1
:-) На радость школьникам. Наши программисты уже взялись за разработку приложения для мобильных устройств по слуховому анализу диатонических интервалов. Приложение будет давать задания, а также оценивать степень знаний по традиционной пятибалльной шкале.
Цитировать
+7Admin03.12.2015 10:21#2
:-) Качаем последнюю версию, пользуемся на здоровье.
Цитировать
+5Юлия27821.06.2016 21:56#3
Спасибо,какая классная штука для тренировки ;-) ;-) :P :o
Цитировать

Игра: кларнет в школе

кларнет в музыкальной школе, антология, игровые материалы

KaraokeJazz приложения

Мобильные приложения для музыкантов