Длительность – данным термином обозначают время звучания звуков (от начала до конца). Все нарицательные имена (названия) длительностей в музыке прикреплены к двоичной системе, т.е. целая делится на две половинных, половинная на две четверти, четверть на две восьмых, восьмая на две шестнадцатых, шестнадцатая на две тридцать вторых и т.д. Точка удлиняет длительность в 1,5 раза.
Обозначения длительностей в нотах:
целая
половинная
четверть
восьмая (+ штилем вниз)
шестнадцатая (+ штилем вниз)
тридцатьвторая (+ штилем вниз) Один из примеров записи объединенных в группах длительностей:
Длительность необходима для отражения организации последовательности музыкальных звуков (+ пауз) во времени. Она возникла как производственная необходимость и является рабочей азбукой для отображения ритма. Отдельно взятый ритм также является музыкой (все же, здесь нужно отдать должное ритмическому сочетанию тембров различных ударных инструментов и перкуссии) с возможной привязкой к мелодическому тону (или нескольким при использовании различной ударной или иной техники), а также с отсутствием мелодического тона в шумовом по факту тембре инструмента. Подавляющее большинство музыкальных произведений, с которыми приходится иметь дело в современную эпоху, требует неукоснительного соблюдения исполнителем четкой схемы записанных длительностей, что является атрибутом всего произведения. Фрагментарное отклонение от ритмической схемы, записанной в длительностях, является фальшью, регулярное отклонение - разрушает произведение и доводит до полного его неузнавания (абсурда).
Длительность как продолжительность исполнения звука для музыканта с математической точки зрения - величина условная. Практически во всех случаях музыканты в реальной игре сочетают реальное время звучания с микропаузами. Это влияет на характер (артикуляцию), в каскадных случаях - на штрих. В случаях исполнения legato (legatissimo, sempre legato) на ряде инструментов длительность исполняется с незначительным наслоением одной ноты на другую последующую, что дает микромоменты их совместного звучания (остальные инструменты, например, духовые, к этому стремятся). Тонкая настройка человеческого слухового аппарата позволяет легко различать такие градации на слух даже тем, кто не имеет никакого музыкального образования. Степень контроля над временем взятия и снятия звука - отражает уровень и класс музыканта.
Для ряда инструментов (ударные, рояль в верхнем регистре) длительность звука считается условно звучащей до наступления момента начала нового звука (т.е. снятие не контролируется).