Словарь терминов
  • Register

Главные ступени лада

Главные ступени лада. Такое название они получили из-за наибольшей весомости звучания в музыкальных произведениях. Отсюда и главенство этих ступеней в общей музыкальной иерархии. Приоритету способствует их удаленность от тоники на квинту (вниз, либо вверх). А квинта второй обертон в обертоновом ряду (сразу после октавы), т.е. в тонике уже прослушивается доминанта, а в субдоминанте – тоника.

Главные ступени лада

Трезвучия, построенные от этих ступеней всегда могут составить основу аккомпанемента любой диатонической мелодии.


Помимо того, их трезвучия в мажоре будут мажорными, а в натуральном миноре – минорными. Совместно с цифровым обозначением I, IV, V у них имеется еще специфическое буквенное обозначение T, S, D. В классической музыке все аккорды относятся к тонической, субдоминантовой или доминантовой группам.

 

 

В джазе уже нет такой однозначной приписки всех аккордов к одной из данных групп, как не существует правила, запрещающего после аккорда доминантовой группы применять аккорд субдоминантовой. К тому же, в джазе существуют проходящие обороты, аккорды которых, с одной стороны, трудно вообще приписать к чему-нибудь, с другой стороны, в рамках тритоновой замены – любое движение аккордов по полутонам можно расценивать как движение по квартово-квинтовому кругу.

Игра: кларнет в школе

кларнет в музыкальной школе, антология, игровые материалы

KaraokeJazz приложения

Мобильные приложения для музыкантов