На каждой ступени лада можно построить трезвучие.
Для примера, трезвучие второй ступени будет обозначаться II5/3, а пятой ступени V5/3 . Всего в натуральном ладу получается семь трезвучий. Это следует из элементарной логики, ничего сверх естественного. Три трезвучия из семи будут считаться главными. Это трезвучия тоники, субдоминанты и доминанты – исходя из названий главных ступеней лада. Соответственно они обозначаются T, S, D для мажора и t, s, d для минора.
В джазе нет такого рода обозначений. Все аккорды обозначаются в абсолютной шкале. Например, трезвучия мажора будут записываться так: F, C, Eb. А трезвучия минора: Fm, Cm, Ebm. Это, несомненно, более удобно в музыкальных системах, где высока вероятность модуляций и использования аккордов далекой степени родства, хотя, джазмены подробно осведомлены насчет тоники, субдоминанты и доминанты.
Именно трезвучия являются гармонической основой гомофонной и полифонической музыки. На их основе происходит все музыкальное действо. Нет ни одной другой простой структуры, при помощи которой возможно было бы так просто отразить суть музыкального произведения. Трезвучие – это построение из двух подряд взятых терций. Перенос одного из звуков на октаву, казалось бы, нарушает трезвучную структуру (и изменяет цифровую запись), но все равно и по окрасу, и по логике это трезвучие, только в обращении. Дополнив трезвучия еще одной или несколькими терциями, мы получаем более сложные трезвучные структуры. Это уже будут диссонирующие аккорды: септаккорд, нонаккорд или ундецимаккорд. Аккорды также могут использоваться в обращении (перенесении голосов на октаву).
Хоть трезвучия субдоминанты и доминанты называются главными, они в музыкальном ладу тяготеют в тонику, по-разному. Тяготеют, значит, создают напряжение, требующее разрешения в тонику. Доминанта создает большее напряжение, нежели субдоминанта. В классической музыке оправданно звучит создание последовательности аккордов (трезвучий) от менее напряженных к более напряженным перед логическим разрешением в тонику. Поэтому приветствуется ход S-D-T, в то время как последовательность D-S-T считается грубой ошибкой. В джазе уже сам блюз (прародитель джаза) содержит неприемлемый для классики оборот - от доминанты к субдоминанте. Это произошло, скорее всего потому, что данные функции представлены септаккордами, а субдоминантовый септаккорд не менее диссонантный чем доминантовый.