Метр – это не мера, к которой применима приставка кило-, деци- или мили-, метр в музыке обозначает иерархию сильных, относительно сильных и слабых долей. В ритмичных произведениях он проявляется четко, а в церковных песнопениях или народных протяжных может присутствовать весьма условно, или вообще отсутствовать.
Метр появился с момента организации музыки во времени и служит для отображения внутренней перманентной пульсации в произведении. Будет справедливым считать, что музыкальный метр - логическое продолжение и развитие метра стихотворного, откуда он получил свою терминологию.
Для отображения метра в нотах в начале произведения выставляется размер, который также выставляется на стыках смены метра. Размер полностью отображает все особенности метра в музыке, по сути это одно и тоже, только первый существует по факту, а второй в виде условного знака обозначителя. Простые размеры записываются как дроби, сложные смешанные могут отображаться как сумма дробей. Помимо того, в размере указывается (в знаменателе дроби), в виде каких длительностей используются доли метра.
По своей структуре абсолютно все метры делятся на двух дольные и трех дольные, все остальные метры являются составными из данных двух образующих метров. Двух и трёхдольный метры, поэтому, называются простыми.
Двудольные метры обозначаются размерами: 2/1, 2/2, 2/4, 2/8, 2/16. В зависимости от пульсации поэтической строфы они делятся на Ямб (одна доля из затакта...) и Хорей (строка начинается с сильной доли).
Ямб - двусложная стопа с ударением на втором слоге, а в стихе в целом - на втором, четвертом, шестом, восьмом, десятом и т.д.
Стихотворные примеры Ямба:
1) Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный...
2) Опять стою я над Невой,
И снова, как в былые годы,
Смотрю и я, как бы живой,
На эти дремлющие воды...
Хорей - двухсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.
Стихотворный пример Хорея:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя.
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя...
Трёхдольные метры обозначаются размерами: 3/1, 3/2, 3/4, 3/8, 3/16.
Ритмическая пульсация трёхдольных метров более разнообразна и вариативна. В зависимости от пульсации сильных и слабых слогов строфы они делятся на Амфибрахий (одна доля из затакта...), Анапест (две слабых доли из затакта...), и Дактиль (строка начинается с сильной доли).
Амфибрахий - трехсложная стопа с ударением на втором слоге.
Стихотворный пример Амфибрахия:
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц...
Анапест - это сочетание трёх слогов, где ударение падает на самый последний.
Стихотворный пример Анапеста:
Глубоко-глубоко всей душой
Я вдохну запах двух городов...
Дактиль - трехсложная стопа с ударением на первом слоге.
Стихотворный пример Дактиля:
Ранними летними росами
Выйдем мы в поле гулять.
Будем звенящими косами
Сочные травы срезать!..
Современная музыкальная изолированность двух дольного метра от трех дольного весьма условна. Недаром, произведения в двух дольном метре могут содержать продолжительные фрагменты триолей и наоборот.
Сложными метрами называются метры, образованные от сложения нескольких простых метров в один таким образом, что в метрической пульсации образуется одна (первая) сильная доля и одна (или более) относительно сильные доли.
Сложный размеры: 4/2, 4/4, 4/8, 4/16, 6/4, 6/8, 6/16, 9/8, 9/16, 12/8, 12/16, 5/4, 7/4, 11/4.
Сложные размеры, особенно с нечетным количеством долей встречаются не только в современной авангардной музыке. Например, в русской романсовой традиции имеются произведения на 5/4 ("Ах, ты, душечка", "Мальчишечка - бедняжечка"). В джазе пионером, делавшим уверенные шаги в импровизации в рамках нечетных размеров от 5/4, до 11/4 и более - был Дэйв брубек и его знаменитый квартет. Нужно отметить, что в обоих случаях с данными примерами все произведения отличаются высоким мелодизмом и неповторимой самобытностью.
Современный джазовый язык в импровизации опирается на универсальный метр, содержащий в себе одновременно три и две доли (см. ритм и метр). Многие мастера современной импровизации уделяли метро-ритму большое внимание, например Джон Колтрейн. Детальный анализ его импровизаций показывает, что это сказывается на звучании интонации из всего двух-трех нот. Джазовая игра с оттяжкой как элемент свинга или артикуляция также результат метрического сдвига на некую часть триоли (ссылка на статью см. пункт 4).
Метр – это прежде всего, размеренность музыки, и, как бы ни косноязычно звучало, шаблонность проистечения музыкального времени. На этом построено такое количество музыкального материала, который развалится и потеряет все при пренебрежении жесткими временными рамками. Ритм, данный нам в произведениях ощущается в рамках метра, но может теоретически и фрагментарно существовать вне его. Конфликт ритма с долями метра дает музыке дополнительную экспрессивность, импульсивность и красоту.