Словарь терминов
  • Register

Пентатоника

Попробуем представить на время, что в нашей гамме вместо семи ступеней вдруг появляется девять. Подходим к роялю и вдруг обнаруживаем на клавиатуре пару лишних клавиш в пределах октавы. Не стоит сразу заявлять о фантастичности ситуации. Наличие определенного количества клавиш на рояле – всего лишь отражение наших физических и психических возможностей в ощущении звука. Тоны с полутонами – тоже дело привычки, тем более, что темперация предмет искусственный.

Именно так же выглядела бы ситуация с точки зрения члена восточного (древнего) социума, воспитанного на стереотипах пентатонического лада (и только). Пример лишь отчасти абстрактный, в недавнем историческом времени целый ряд культур находился в изоляции. Измерять пентатонический лад тонами с полутонами можно, только секунды в нем будут не 0,5 и 1,0 тона, а 1.0 и 1.5 тона. Подобные метаморфозы коснутся и всех других интервалов, вернее, вместо восьми в пределах октавы их будет шесть (унисон т.е. прима, секунда, терция, кварта, квинта и секста), если придерживаться метода их названия на латыни.

Доподлинно известно, пентатоника – один из древнейших ладов, чьи следы по сей день прослеживаются в традиционной музыке народов Китая, Лаоса, Монголии и Африки. На нашей территории пентатоника встречается в музыке татар, башкир и ряда других народов, имеющих восточные корни. Здесь также стоит упомянуть о блюзовой пентатонике, давшей новый толчок развитию огромного пласта современной музыки.

Человек, имеющий здоровый скептический интерес ко всему, может спросить, а имеются ли лады менее, чем пятиступенные как пример постепенной адаптации человека к обертоновой природе звука (сноска на Н.П.)? Скорее всего, в данном случае придется дать отрицательный ответ. Навряд ли, развитие физиологии речевого аппарата человека и совершенствование слухового аппарата взошли на новый уровень в два последних тысячелетия. С другой стороны, даже птички (певчие) не поют в пределах двух нот, значит, слышат и различают большее из количество на бессознательном уровне.

В пентатоническом ладу тоникой может являться любой из звуков. Понять, какие звуки входят в состав пентатоники совсем несложно. Строим подряд пять квинт от основного тона (как это делает настройщик инструмента) – и вот они все звуки нашей пентатоники. Гениально, логично, просто. Для каждого звука (за редким исключением), отыщется и доминантовый, и субдоминантовый звук. Это тот пример музыкальной системы, где еще нет предпочтения тональности или модальности, проявления которых наблюдались в определенных исторических эпохах. В силу малой вариантности пентатонической системы (ссылка - начало урока) в сравнении с европейской - произведения, написанные в данном ладу в классической музыке используются как стилизация под определенный этнос или народную музыку.
Даю пример пентатонического лада в трех бемолях при ключе: пример.

Игра: кларнет в школе

кларнет в музыкальной школе, антология, игровые материалы

KaraokeJazz приложения

Мобильные приложения для музыкантов