Кварта – в музыке данным словом обозначают либо четвертую ступень в ладу, либо интервал в четыре ступени, последнее чаще. Слово пришло из латыни (quarta) и означает «четвертая». Как четвертую ступень в ладу кварту называют еще именем собственным: субдоминанта.
ч.4 |
PLAY PAUSE | 0:08 мин |
Кварта, относится к консонирующим интервалам, ее часто еще называют «чистая кварта», подразумевая 2,5 тона между звуками, и обозначают ч.4 (русская терминология). Чистая кварта в ладу будет звучать устойчиво только на V ступени. В других случаях будут создаваться напряжения.
Помимо чистой кварты существуют еще увеличенная кварта (ув.4), уменьшенная кварта (ум.4), и можно встретить дважды увеличенную кварту (дв.ув.4). Увеличенная кварта - абсолютный диссонанс. Уменьшенная и дв.увеличенная кварты - интервалы диссонирующие только по отношению к ладу (энгармоничски равны консонансам). Во всех случаях это будет интервал в четыре ступени, только полутоновый его состав будет в изменяться в пределах от 2-х до 3,5 тонов. Все увеличенные и уменьшенные кварты должны разрешаться согласно правил.
Ув.4 (как и ум.5) называют еще «тритоном». Это самый напряженный диатонический интервал. Увеличенная кварта может быть диатоническим и хроматическим интервалом.
тритон |
PLAY PAUSE | 0:07 мин |
Диатоническая ув.4 строится на IV ступени мажора или VI ступени минора и разрешается расходящимся движением голосов в малую сексту. Для мажора эта ув.4 будет доминантовым тритоном, а для минора - субдоминантовым.
Хроматическая ув.4 строится на:
В мажоре:
на I ступени (с участием IV повышенной)
на II пониженной ступени
на VI натуральной ступени (с участием II повышенной)
на VI гармонической ступени (характерный интервал)
Первые две кварты разрешаются в чистую квинту на I ступени (одну и ту же), последние две — в же большую сексту на V ступени (одну и ту же).
В миноре:
на I ступени (с участием IV повышенной) — разрешается в чистую квинту на I ступени
на II пониженной ступени — разрешается в чистую квинту на I ступени
на IV пониженной ступени (с участием VII натуральной) — разрешается в большую сексту на III ступени
на IV ступени — разрешается в большую сексту на III ступени
Ещё две увеличенных кварты — на VII мелодической ступени в мажоре и на III (с участием VI мелодической) в миноре — встречаются редко, не могут быть разрешены с соблюдением правил голосоведения и не имеют явного ладового тяготения.
Ещё две увеличенных кварты — на VII мелодической ступени в мажоре и на III (с участием VI мелодической) в миноре — встречаются редко, не могут быть разрешены с соблюдением правил голосоведения и не имеют явного ладового тяготения.
Дважды увеличенная кварта — интервал в четыре ступени (три с половиной тона). Энгармонически равна чистой квинте, обозначается дв. ув. 4
В ладу существует только одна пара дважды увеличенных кварт: на VI гармонической ступени (с участием II повышенной) в мажоре и на IV пониженной (с участием VII гармонической).
Уменьшенная кварта —энгармонически равна большой терции (2 тона), обозначается ум. 4.
В мажоре: на VI гармонической ступени (с участием II повышенной)
В миноре: на IV пониженной (с участием VII гармонической)
В обоих случаях расходящимся движением голосов дважды увеличенная кварта разрешается в большую сексту: в мажоре на V ступени, в миноре — на III.
Уменьшенная кварта строится:
В мажоре: на II повышенной (с участием V ступени) и на III (с участием VI гармонической) ступенях, в обоих случаях движением одного из голосов на полтона разрешается в малую терцию на III ступени.
В миноре: на I (с участием IV пониженной) и на VII гармонической ступенях, в обоих случаях движением одного из голосов на полтона разрешается в малую терцию на I ступени.
Уменьшенная кварта — энгармонически равна большой терции (2 тона), обозначается ум.4.
Существуют также еще две пары уменьшённых кварт — на VI (с участием II пониженной) и IV повышенной (с участием VII мелодической в мажоре), на VI мелодической (с участием II пониженной) и IV повышенной (с участием VII натуральной) в миноре, однако они не могут быть разрешены с соблюдением правил голосоведения и не имеют явного ладового тяготения, и поэтому употребляются редко.
Подробнее обо всех разрешениях хроматических кварт смотрите в разделе хроматических интервалов
Для акустического ознакомления с квартами и тестов по определению см. диктант на хроматические интервалы
По поводу кварты в джазе. Все предыдущее также будет верным и для джаза. Помимо того, в джазе созвучия из нескольких кварт получили большое развитие. Многоквартовые аккорды встречаются практически на всех функциях лада, и любой аккорд может быть выражен в джазе в кварто-содержащей фактуре при помощи присоединения к нему тонов сексты, ноны и ундецимы. Такая фактура является диссонантной, дает акустический драйв и позволяет даже простой вертикали вне контекста звучать весьма экспрессивно. Еще такая фактура дает множество дополнительных вариантов голосоведения. По поводу квартовых аккордов можно почитать здесь.