Квинта в переводе с латыни (quinta) означает «пятая». С точки зрения близости к основному тону в обертоновом ряду квинту по праву можно назвать «первой», т.к. это второй обертон звука (первый – октава), представляющий нечто иное. Квинта в звуке изначально содержится в качестве призвука и в низких регистрах ощущается при исполнении на ряде инструментов воочию. В органном исполнительстве встречается наличие регистра с включением звучащего квинтового звука к основному. Избыточное наличие в звуке квинтового призвука придает общему звучанию жесткость. Как пятая ступень лада квинту называют именем собственным: доминанта.
Несколько слов об абсолютной математической чистоте квинты. При построении квинты от квинты и т.д. до 12-и шагов, когда пройдя цикл полного звукоряда, должна будет повториться первая квинта, исполнители и настройщики инструментов с фиксированным строем столкнутся с проблемой того, что общий строй при строгом соблюдении чистоты квинт уйдет несколько в сторону. Т.е. звук, от которого строилась первая квинта, будет не строить со своим высоким аналогом (если поместить их в один регистр) с несовпадением на небольшой интервал, названный «коммой». Несовпадение будет в сторону уменьшения интервала на 23,46 цента и оно проявится уже через 7 октав (интервал 7 октав будет шире реального).
Чтобы избежать данной проблемы, был создан темперированный строй, в котором комма распределяется равномерно между всеми звуками звукоряда. Инструментов с нетемперированным строем это не касается, они стараются всегда играть абсолютно чистые интервалы. Но до создания темперации интервал Gis-Dis считался диссонансом и был нежелательным в партиях клавишных инструментов.
ч.5 |
PLAY PAUSE | 0:11 мин |
Слово «квинта» чаще всего в музыке употребляется для обозначения интервала чистая квинта (ч. 5), который относится к разряду совершенных консонансов. Диатоническая чистая квинта звучит широко и пусто с воинственным оттенком.
тритон |
PLAY PAUSE | 0:08 мин |
В натуральном мажорном ладу на седьмой ступени и в минорном на второй ступени ступени строится уменьшенная квинта (ум. 5). Уменьшенная квинта также называется тритоном (интервал в 3 тона). В этом случае она является диатонической и разрешается в большую терцию. Ум.5 является абсолютным диссонансом.
В иных случаях уменьшенная квинта - это хроматический интервал, который в зависимости от расположения на ступенях и мажорных или минорных ладах разрешается в малую терцию или в кварту. Увеличенные квинты являются хроматическими интервалами (не строятся в натуральных ладах) и разрешаются в большую сексту.
Дважды уменьшенная квинта – интервал в пять ступеней (два с половиной тона). Энгармонически равна чистой кварте, обозначается дв.ум.4
В ладу существует только по одной дважды увеличенной кварте.
В мажоре: на II повышенной (с участием VI гармонической ступени)
В миноре: на VII гармонической (с участием IV пониженной)
В обоих случаях расходящимся движением голосов дважды увеличенная кварта разрешается в малую терцию: в мажоре на III ступени, в миноре — на I.
Увеличенная квинта – энгармонически равна малой сексте (4 тона), обозначается ув.5.
Увеличенная квинта строится:
В мажоре: на V ступени (с участием II повышенной) и на VI гармонической (с участием III ступени), в обоих случаях движением одного из голосов на полтона разрешается в большую сексту на V ступени.
В миноре: на IV пониженной (с участием I ступени) и на III ступени (с участием VII гармонической), в обоих случаях движением одного из голосов на полтона разрешается в большую сексту на III ступени.
Существуют также еще две пары увеличенных квинт:
в мажоре: на II пониженной ступени (с участием VI) и IV повышенной (с участием VII мелодической).
в миноре: на II пониженной (с участием VI мелодической) и VII натуральной (с участием IV повышенной)
однако они не могут быть разрешены с соблюдением правил голосоведения и не имеют явного ладового тяготения, и поэтому употребляются редко.
В джазе движение по квинтовому кругу встречается наиболее часто. Имеются целые темы, в которых данный круг проходит полный цикл. Пример «Четыре брата». Подгонка интервалов под чистое звучание в рамках любой тональности имеет больше плюсов, нежели минусов, вызванных погрешностями, которые во-первых, наша физиология не в состоянии различить на слух, и во-вторых, окружающая акустическая среда наделяет еще большими усредненно-погрешными призвуками (реверберация, хорус и т.д.). Частично об этом можно почитать здесь (Иллюзия чистоты звука).