Разрешение – это соединение голосов в интервалах или аккордах, при котором как минимум один голос в первом многозвучии должен приходить в строго определенный голос второго многозвучия, и никак иначе. Как правило, это вводные тона и хроматические тона в ладу или септима септаккорда. Сама суть разрешения сводится к движению неустойчивых тонов в устойчивые. Степень устойчивости устанавливается ладом (сами по себе звуки не могут быть неустойчивыми, аккорды могут, но любой неустойчивый=напряженный аккорд с разной степенью напряженности тяготеет ко всем возможным тональностям). Только лад определяет меру устоя (неустоя).
Подробно с разрешением следующих интервалов вы можете ознакомиться здесь:
увеличенная секунда (ув.2)
уменьшенная терция (ум.3) и увеличенная терция (ув.3)
уменьшенная кварта (ум.4), увеличенная кварта (ув.4 - тритон) и дважды увеличенная кварта (ув.ув.4)
уменьшенная квинта (ум.5 - тритон), увеличенная квинта (ув.5)
уменьшенная секста (ум.6) и увеличенная секста (ув.6)
уменьшенная септима (ум.7)
Несколько примеров разрешения вводных и хроматических ступеней в ладу До мажор (Ля минор):
Примеры разрешения хроматических ступеней:
Разрешение в интервалах
Насчет диатонических интервалов в ладу вне рамок цифровки (аккордовой последовательности) нет строгих предписаний к разрешению, здесь будут варианты соединения. Исключение составляет диатонический тритон, который должен быть разрешен. А вот с интервалами, содержащими хроматические ступени, в силу вступают строгие правила разрешения, причем энгармонизм в записи (диез или бемоль) качественно влияет на исполнение правила разрешения.
Хроматические интервалы разрешаются по общему правилу: увеличенные в сторону увеличения (в более широкие), а уменьшенные в сторону уменьшения. Повышающий ступень диез (реже бекар или дубль диез) определяет направление тяготения хроматического звука и задает движение ступени (голоса) вверх, а понижающий знак альтерации бемоль (реже бекар или дубль бемоль) задает движение голоса вниз.
увеличенная секунда (ув.2) разрешается:
в большую терцию (б.3) |
в чистую кварту(ч.4) |
уменьшенная терция (ум.3) разрешается в чистую приму (унисон):
увеличенная терция (ув.3) разрешается в чистую квинту (ч.5):
увеличенная кварта (ув.4) разрешается:
в большую или малую сексту (б.6, м.6) |
в чистую квинту (ч.5) |
уменьшённая квинта (ум.5) разрешается:
в большую или малую терцию (б.3, м.3) |
в чистую кварту (ч.4) |
уменьшенная секста (ум.6) разрешается в кварту (ч.4):
увеличенная секста (ув.6) разрешается в октаву (ч.8):
уменьшённая септима (ум. 7) разрешается:
в малую сексту (м.6) |
чистую квинту(ч.5) |
Разрешение в аккордах
Разрешение потребуется в уменьшенных и увеличенных трезвучиях, в доминантсептаккорде (см. разрешение доминанты), в аккордах с задержанием, и в аккордах, построенных на хроматических ступенях лада. Почти все они будут разрешаться в аккорд трезвучия (доминантсептаккорд – в утроенный основной тон с терцией).
Помимо соблюдения правил разрешения не допускается параллельное движение квинт в голосоведении, если за этим не стоит особый замысел произведения.
В джазе приветствуется параллелизм, в джазе более насыщенная диссонансами вертикаль, в джазе доминанта по другому разрешается в тонику (Разрешение доминанты в тонику). Однако, септима доминантсептаккорда чаще всего движется на секунду вниз. Септима других септаккордов ведет себя свободно. В джазе имеются нонаккорды, квартосодержащие аккорды и политональные аккорды, к тому же, джазовая фактура сильно отличается от классической, которая легла в основу базового курса гармонии. В блокаккордовой фактуре разрешения не употребляются, акустически при таком плотном и насыщенном голосоведении не прослеживаются.