Синкопа – появление сильной доли на слабом времени метра. В некоторых случаях это просто появление доли на слабом времени метра (когда на сильных долях нет нот). Особый эффект синкопы (синкопирования) достигается конфликтом акцентов реально звучащего ритма с внутренним ощущением акцентов метра. Термин синкопа связан с ритмической составляющей музыки и основывается на времени взятия (атаки) звука и не связан со временем его отпускания.
Выделение синкопы акцентами:
Запись на слабую долю (через паузу):
Использование точки либо лиги в синкопировании:
Иными словами, синкопа может быть: внутритактовой, междутактовой и внутридолевой.
Синкопы всегда привносят в музыкальную ткань экспрессию, звучат выразительно и акцентируют внимание. Употребляются в большей или меньшей степени в произведениях всех жанров музыки.
Особое значение синкопа приобрела в джазе. Более остро синкопирование ощущается на инструментах с четкой атакой звука и на инструментах, играющих отрывистым штрихом. В джазе партия ударной установки, по определению поддерживающей метр произведения, изначально заряжена разного рода синкопами и сбивками, так же их стараются играть и все солисты импровизаторы.
Синкопы, отстроенные в порядке альтернативного метра, порождают ощущение полиритмии.