Терция – не просто третья ступень лада, терция – это середина трезвучия, дающая ему окрас. Подавляющее большинство гомофонной музыки нескольких последних столетий и полифонической музыки периода начиная с Баха и Генделя – не что иное, как сфера господства терции. Таковое было не всегда, и, возможно, еще произойдет переворот сознания меломанов (музыкантов) со смещением терции с ее лидирующих позиций. На сегодняшний день мы привыкли разделять трезвучия и аккорды на «грустные» и «веселые», благодаря исключительно величине терции. С точки зрения перспектив достойной ее замены в двенадцати полутоновой системе имеются, например, секунды, которые по аналогии также звучат «грустно» или «весело». Надо отдать должное, период господства терции в музыке самый длительный, содержащий огромное богатство образов и оттенков чувств, плодотворно разросшийся в различные жанры и успешные направления музыки, от классики – до джаза и рока.
б.3 |
PLAY PAUSE | 0:06 мин |
Мажорная терция – есть четвертый обертон (третий по новизне,т.к. первый октава) от основного тона, который прослушивается в низких звуках ряда духовых инструментов, органа, рояля, и т.п.
Интервал мажорная (большая) терция:
м.3 |
PLAY PAUSE | 0:09 мин |
Минорная терция намного более далекий обертон.
Интервал минорная (малая) терция:
ум.3 => ч.1 |
PLAY PAUSE | 0:08 мин |
Помимо большой терции (б. 3 = 2 т.) и малой терции (м. 3 = 1.5т.) существуют уменьшенная терция (ум.3 = 1 т.)
ув.3 => ч.5 |
PLAY PAUSE | 0:06 мин |
и увеличенная терция (ув. 3 = 2.5 т.), которые разрешаются в чистую приму (ч. 1) и чистую квинту (ч. 5) соответственно.
Уменьшенная и увеличенная терции - интервалы с включением альтерированных (хроматических ступеней), требующие разрешения, разрешаются соответственно в унисон и чистую квинту:
В переводе с латыни терция (tertia) – так и означает «третья», что и соответствует ее положению в ладу и удаленности верхнего звука от нижнего в интервале.
В джазе терция – это суперкоролева. Наличие септ-, нон-, ундецим- аккордов, построенных на многократном нагромождении терций, делают терцию основательницей новой гармонии, которая, все же, в ряде случаев стремится избавляться в своей фактуре от трезвучности построения (см. избегать терцовых трезвучий).