Цифровка – буквенное обозначение гармонии, дающее общий вид аккордовой вертикали без указания верхнего голоса, расположения и контрапунктических особенностей произведения. Другими словами – это общая гармоническая картина произведения, как правило, базирующегося на европейской терцовой системе (см. терция). Цифровка выставляется сверху над нотным текстом, а также может быть дана отдельно без нот в виде аккордовой последовательности.
Существует два вида цифровок: относительная и абсолютная.
Относительная цифровка (более древняя) – цифровка, чаще используемая в базовом курсе гармонии и ориентированная на классическую музыку, показывает порядковый номер ступени или функцию лада, на которой строятся аккорды, и вид аккорда (трезвучия и обращения).
Подробнее в порядке записи:
Большие римские цифры (от I до VII) служат для обозначения номера ступени. Они могут заменяться на T, S, D или Т, С, Д (русский), где Т — функция тоники, С — субдоминанты, Д — доминанты.
Маленькие арабские цифры обозначают вид аккорда (обращения аккорда). Подробнее: 53 — трезвучие основного вида, 6 — секстаккорд, 64 или 46 — квартсекстаккорд, 7 — септаккорд основного вида, 65 или 56 — квинтсекстаккорд, 43 или 34— терцквартаккорд, 2 — секундаккорд, 9 — нонаккорд.
Знаки минус (—) и плюс ( + ) указывают их понижение или повышение тех тонов или ступеней, перед которыми они выставляются.
Абсолютная цифровка – более современный вид цифровки. Джаз самая обширная область ее применения.
Большая латинская буква и наличествующий или отсутствующий знак «#» или «b» обозначают совместно абсолютный тон (один из двенадцати в полной хроматической шкале темперированного строя) аккорда.
Для мажорного трезвучия все так и остается, либо справа вписывается спец символ «треугольник»
Для минорного трезвучия приписывается латинская маленькая буква “m”
Далее в записях ряда септаккордов существуют различия, основанные на употреблении спец символов или букв и цифр. Буду показывать второй вариант как наиболее подходящий для компьютера.
Большая септима пишется «+7», малая «7».
Малая нона «-9», большая «9», увеличенная «+9»
Ундецима «11»
Дорийская секста «6»
Альтерированная квинта «(+5)» или «(-5)».
Почему в джазе удобен именно такой вид записи, можно почитать здесь (ссылка).
Цифровка упрощает знакомство с любым по сложности произведением «в общих чертах». Для джазовых музыкантов она предоставляет полную свободу в выборе методов и стратегии импровизации, не втискивая в жесткие рамки. Для автора может представить удобный случай популяризации своих произведений при относительной защите его авторского права.
Первое знакомство с цифровками учащиеся получают в рамках общего курса сольфеджио, начиная приблизительно с третьего класса. К традиционным требованиям относятся умения строить и подписывать аккордовые цифровки, и также определять их на слух. По мере продвижения обучения из класса в класс в ДМШ, из курса в курс в муз. училищах и т.д. - усложняются сами цифровки, и, соответственно, повышается степень сложности диктантов.
Для желающих получить полное представление о предмете предлагаем ознакомиться с нашими бесплатными приложениями, играющими диктанты по данным темам, проверяющие и ставящие оценки (прямо в вашем телефоне).
Смотреть демо:
Смотреть демо:
Смотреть демо:
Смотреть демо: