До мажор
Фа мажор
Соль мажор
упражнения для игры
Правая рука баянистов в общей массе отнюдь не менее техничнее правой руки пианистов. Поэтому, по возрастанию сложности: октавная, квартаккордовая и блокаккордовые виды джазовых техник баянистам, намеревающимся осваивать джазовую импровизацию, будут полезны. Для того чтобы не топтаться на месте, а сразу двигаться вперед, занятия проводить рекомендуется на готово-выборном инструменте, с 5-и рядной (на крайний случай, с 4-х рядной) правой клавиатурой. Музыкант, способный сочинить несложную одноголосную мелодию импровизации или, хотя бы, что-то членораздельное, ознакомившись последовательно с материалами данного урока, сможет повергнуть в трепет не только сверстников, но и своего академического учителя.
5-и рядная клавиатура открывает для баяна широкие горизонты в области октавной и более сложных джазовых техник на ее основе.
Технически это все исполняется для обычного музыканта (играющего баяниста) не сложно. Основная нагрузка, как всегда в джазе, ложится на голову музыканта. Это изначально. Со временем нагрузка на голову снизится, т.к. наработается ряд соответствующих навыков. К слову сказать, академических музыкантов мало когда учат думать головой по части что к чему.
Итак, чтобы заложить основу для будущей квартаккордовой техники нужно поработать над следующими моментами:
1) До-мажорная гамма исполняется по трем крайним рядам так:
2) Ее октавный вариант исполняется так:
3) Для создания потенциальной возможности исполнения квартовыми аккордами нужно играть по следующей аппликатуре:
4) Для создания возможности играть всю гамму блокаккордами из 5-и звуков нужно всю гамму играть по аппликатуре 1--5:
и т.д.
5) Теперь запишем всю гамму чисто квартовыми, пока не обращая внимания на появляющиеся встречные знаки:
В медленном темпе на баяне все это сыграть можно, но пианисты играют все это на скорости октавной техники. Про технические проблемы баянистов и их преодолении смотрите ниже следующие материалы.
6) Существуют неудачные переходы в средних голосах. На схеме ниже эти переходы помечены цветом:
7) Чтобы достичь удобства в исполнении, достаточно, всего навсего, вынести нижний голос секунды (в кружочке) на дополнительный ряд. И гамма квартовыми аккордами будет адаптирована под игру в быстром темпе. Заметим, аппликатура крайних голосов осталась прежней:
8) Играем эту гамму в две октавы вверх и вниз с использованием вспомогательного ряда:
Старайтесь довести ее до хорошего темпа. Играть нужно обязательно с учетом метра (соблюдая сильные и относительно сильные доли тактов).
9) Играем Ля-минор натуральный тоже по этому же принципу.
С До-мажором и Ля-минором разобрались. Аппликатурные особенности правой клавиатуры баяна для всех тональностей существуют в трех вариантах. Поэтому последовательно проходим Соль и Фа мажоры.
1) гамма Фа мажор:
2) традиционная гамма Фа мажор октавами:
3) гамма Фа мажор, адаптированная под игру квартовыми аккордами:
4) квартовые аккорды в Фа мажоре:
5) для игры квартовых аккордов в фа мажоре используется дополнительный ряд со следующей аппликатурой:
6) Далее устанавливаем упражнение для адаптации к квартаккордовой фактуре Фа мажора на баяне:
Затем играем Ре минор натуральный
1) гамма Соль мажор:
2) традиционная гамма Соль мажор октавами:
3) гамма Фа мажор, адаптированная под игру квартовыми аккордами:
4) квартовые аккорды в Соль мажоре:
5) использование дополнительного ряда со следующей аппликатурой для игры квартаккордов Соль мажора на баяне:
6) упражнение для адаптации к квартаккордовой фактуре Фа мажора на баяне:
7) Затем, для больше адаптации можно также поиграть Ми минор натуральный по тому же принципу.
Итак. Все выше изложенные материалы направлены для того, чтобы ученик мог играть от любой ноты три упражнения в мажоре (+ 3 в натуральном миноре для продвинутых). Еще раз приведу эти упражнения.
От третьего ряда:
От второго ряда:
От первого ряда:
Сообразительные музыканты уже, наверное, заметили, что квартовые аккорды, октавы (крайние голоса) которых лежат на третьем ряду, играются с использованием первого дополнительного ряда.
-----------------
Изложенного выше материала достаточно для того, чтобы заняться осознанным тренингом. Джазовым баянистам рекомендуется включить его в практику как одно из упражнений на разыгрывание. Играть это упражнение, как рекомендуется (в новой тональности или от нового звука, по четным-нечетным числам).
-----------------
Весь участок гаммы, изложенный квартовыми аккордами гармонизовать нельзя. Какие-то из аккордов в зависимости от функции на первых порах (или в быстром темпе) заменять октавами, а позднее (в медленных темпах) – заменять блокаккордами или трезвучными аккордами. Именно это изложено подробно в общих уроках для пианистов. Смотрите ниже и обратите внимание на предложенные ссылки по урокам.
Информация. Данные упражнения не являются оптимально созвучными. Квартовые аккорды на разных функциях используются не в полном наборе. Зная все аппликатурные особенности, баянисты смело могут перейти к следующим занятиям по курсу квартовых аккордов в джазе:
2) Квартовые аккорды блюзового лада
О приобретении навыков баянной игры блокаккордами (правая рука) см. в следующем уроке.
Господа баянисты (аккордеонисты). Антология для многих инструментов уже запущена и многие музыканты уже играют реальный джаз в ансамбле на нашем сайте ОнЛайн. Если у вас имеется желание, пишите в комментариях, будем делать переложения для ваших инструментов. Только не забудьте указывать: для готовой или выборной клавиатуры записывать ноты.