В данной статье речь идет не о традиционном построении аккордов, а о поисках собственных звучаний, которые обычно ищутся способом слепого «тыка».
Знакомство с акустикой на практике весьма помогает. Изучайте обертоны!
Из ранее сказанного первым шагом в построении таких аккордов будет нахождение их баса; точнее, для целой фразы – нахождение басовой линии, чтобы не изолировать отдельные аккорды. Басы могут быть взяты из оригинальной гармонии в ее типичном ритме: один- два аккорда в такте пример1); либо подставлены под каждый мелодический звук- в этом случае следует создать басовую линию с проходящими звуками, соединяющими главные. Примеры 1, 2 (new_approach_1.jpg), (new_approach_2.jpg) см.ниже
Следующий шаг – определение звуков мелодии, несущих в себе большее напряжение и неустойчивость. Обычная доминанта изначально является аккордом такого характера; но это могут быть и мелодические звуки на иные, чем доминанта, аккорды. В приведенном примере эти звуки обведены квадратом. Аккорды на этих звуках будут более диссонантными, поэтому лучше всего именно с них начать гармонизацию фразы.
Таким образом, сперва обозначаются контуры аккорда: нижний фундамент в виде чистой квинты от баса и верхушка в образе мелодического звука в сопрано. Пример 3 (new_approach_3.jpg) см.ниже
Квинтовая основа аккорда вбирает в себя несколько функций: если к примеру идет речь об аккорде С7, т.е. До доминантный малый мажорный септаккорд, то базовая квинта становится и басом До, и доминантой, и мажорным, и малым сетаккордом; так что предназначение звуков, которые будут заполнять пространство между фундаментом и мелодической вершиной, будет одним: колористические звуки, создающие ту или иную степень напряженности. Сюда могут быть внесены даже заведомо аккордовые звуки, если они способствуют созданию напряженности в аккорде в искомой степени (принцип добавления специй в изготовляемое блюдо).
Каждый фундамент содержит в себе обертоны, звуки которых и будут использовать в качестве стоительного материала для аккордов. Отсюда – требуется где-то на бумаге выстроить обертоновые ряды от каждого из басовых звуков. Стоит в этом поупражняться – просто необходимо знать на уровне таблицы умножения.
Поскольку речь идет о джазовых аккордах, то тут не будет ни одного, который не содержал хотя бы один или несколько P.D или S.D. Можно сказать, что 2 S.D. приблизетельно равны одному P.D.
В практическом построении аккордов мы используем идеи и Помероя, и Кона. Однако, есть и некоторые отличия: тритон может использоваться, но оценивается как самый слабый диссонанс; его численная оценка- 0,5.
Пример 4 (new_approach_4.jpg) (new_approach.mp3): сначала был найден аккорд C7 – как наиболее неустойчивый и диссонантный, а потом предваряющий Gm7 – второй по мере диссонантности; после них – остальные аккорды.
Полученный ряд чисел: 2 ; 3; 7,5; 8,5 ; 4 отражает изменения плотности и диссонантности аккордов в соответствии с происходящим в мелодической фразе.
Звуки отбирались по слуху, однако, ареал поисков был в соответствии с формулой.
Стоит сравнить с традиционной гармонизацией; это не хуже и не лучше- это иное. (old_approach.jpg) (old_approach.mp3) см.ниже
Вложения: new_approach_1.jpg
new_approach_2.jpg
new_approach_3.jpg
new_approach_4.jpg
old_approach.jpg
new_approach.mp3
old_approach.mp3
Это самый интересный вид гармонизации – тут отбрасываются в сторону костыли басов первоначальной гармонии. Тем более важным становиться первый шаг- выбор басовой линии. За отсутствием заданной гармонии, поставляющей примы аккордов ,их наименований и их функций, линия баса превращается фактически во вторую мелодию; т.е. контрапункт- однако свободный и спонтанный.
Средние голоса создаются по тому же указанному принципу.
(free_harmonization.jpg) (free_harmonization.mp3) см.ниже
Вложения: free_harmonization.jpg
free_harmonization.mp3