Уроки теории (курс лекций)
  • Register

Блюзовая пентатоника

пентатоника блюза

Играть блюз

Избитая тема. Стереотип восприятия джаза у подавляющего числа людей связан именно с этим термином. Блюзовой пентатонике и блюзовому ладу ресурс отвел целый ряд уроков, содержащих и теоретическую часть и практические задания с игрой, плюс игру композиций джаза для адаптации к ладам в разных тональностях. Подробные материалы по исследованию свойств пентатоники в джазе - зарегистрированные пользователи найдут в самых первых уроках нашего "Подробного курса" импровизации, посвященного аспектам построения мелодии в джазе. Блюзовая пентатоника - это мелодический лад, лежащий в основе блюзового лада и дающий совместно с гармонией конфликтно звучащую вертикаль.

Пониженные 3, 5 и 7 ступени мажорного лада вместе с 1 и 4 ступенями образуют блюзовую пентатонику. Использование этих низких ступеней на трех основных функциях (тоника, субдоминанта, доминанта), вроде бы, решает проблему создания блюза. Тут вам и конфликт и перечение, и все бы хорошо, если бы джаз не ушел в своем развитии за рамки трех аккордов. Большинство теоретических курсов дальше простого описания этой самой пентатоники не идет. К тому же, обычный натуральный звукоряд содержит не одну, а сразу три пентатоники. Помимо использования минорной пентатоники на одноименном мажоре в блюзе применяется также минорная пентатоника именно в миноре, она также полагается в основу построения минорных блюзов, которые могут звучать не менее изысканно и по-другому.

 


А сложностей в блюзе очень много, если, конечно, слушать хороший фортепианный джаз (Оскар Питерсон, Ред Гарланд, Эрролл Гарнер, Арт Тейтум и др.). Даже в рамках трех функций применим к использованию практически весь хроматический звукоряд (ведь помимо низких блюзовых используются и обычные ступени лада и возможны альтерированные 1 и 6 ступени). Вариантов для конструирования джазового звука получается уже вполне предостаточно даже в трех функциях. Отсюда вывод: сколько пентатоник в блюзе? – ответ – много. Как их грамотно использовать – универсального ответа из двух слов нет. Смотрите подробные уроки на сайте (одни из первых). Можно, конечно, обойтись и одной, а можно и совсем про нее забыть, дело желания. Речь в этом параграфе шла, как вы догадались, о мелодии, неважно, применительно к теме или импровизации. Осознание принципа применения пентатоники позволит проще справляться с конструированием мелодических рифов и гамм.

Весьма подробно тема освещается в Дополнительном курсе уроков.

 

 

Другие материалы по теме "Блюз":
занятие 1 (Блюз)
занятие 2 (Блюзовый лад)
занятие 14 (Горизонты блюзовой пентатоники)
001 Блюз жестяной крыши (игра под плюс)
002 Две пьесы по теме блюз (игра под плюс)
Кул блюз (игра под минус, ф-но, к-бас, сакс, ударные)
Тоническая функция блюза (статья)
Минорный блюз (статья)
Материалы Дополнительного курса:
Блюзовый лад
Интеграция ионийского лада с блюзовым
Блюзовый лад - занятия
Занятия с ритмом в блюзовом ладу
Блюзовый лад и блюзовая пентатоника – давайте разбираться

Донат, поддержать ресурс

Фактура джаза