Уроки теории (курс лекций)
  • Register

Брейк

Вспомним материалы урока 10, где мы предлагали начинать строить импровизацию, исходя из ресурсов интонации. У скептически настроенных музыкантов, наверняка, должны были возникнуть подозрения насчет универсальности именно такого метода. Это справедливо, т.к., если построить один или два квадрата исключительно на материалах интонаций (лейтмотивах), обязательно получишь 2-е вещи:
Процесс окажется утомительным из-за перегруза головы.
При этом звучание получается грузным, и утрачивается легкость мышления => технического исполнения.
Это не значит, что метод использования точной или трансформированной интонации (цитирование) нужно исключить. А это значит, что к нему нужно добавить еще один метод джазового конструирования. Пусть даже невооруженным глазом он не отличим от выше описанного.

 

Речь в данном случае пойдет о том самом беспрерывном джазовом мелодическом движении, которое всегда и у всех присутствует в импровизациях в большей или меньшей степени. Это извилистая непрерывная (не стоит придираться к термину, конечно, остановки встречаются, чаще это синкопы) мелодическая линия, изломанная метрическими группировками длительностей из двух и трех дольного метра, хроматическими звуками (чаще правильно разрешенными), часто вписывающаяся в рельеф септаккорда, включающая синкопирование и скрытое двухголосие, движущееся по гамме. Самое лучшее, если все выше перечисленное и будет сочетаться в вашем беспрерывном джазовом движении. К слову сказать, брейк - это в джазе именно то, за что джаз и любят. Брейк позволяет создавать импровизацию, делать ее неожиданной именно для самого солиста, это некая авантюра, т.с. поход в неизвестность, прыжок с вершины в бездну, где еще неизвестно, выберешься ли с достоинством или утонешь.

Чего нужно придерживаться для того, чтобы получить ломанное соло? Хотелось бы выделить несколько эффективных приемов.
I. Ритмическая сторона вопроса.
Нужно уметь чувствовать двудольно-триольность универсального джазового метра. Поясняю.
1. Брейк может быть с опрой на группу из 4-х шестнадцатых с вкраплениями триолей.
2. Брейк может быть с опрой на группу из 3-х шестнадцатых с переходами на пунктир и реже ровные дуоли (для простых случаев 2 восьмых) или квартоли (4 шестнадцатых).

II. Ладовая сторона вопроса.

Здесь сложного ничего нет. Просто решите для себя, из каких ладов выбирать звуки.
1. Это могут быть натуральные мажоры (миноры) или лады на основе натуральных звукорядов.
2. Блюзовые лады (не исключаем блюзовые лады субдоминанты и доминанты), или блюзовые пентатоники как упрощенный вариант.
3. Восточные и иные звукоряды - для ряда направлений джаза с этническим уклоном. Здесь все же нужно подходить к вопросу шире, т.к. большое значение могут иметь различные мелизмы вокруг различных ступеней в разных случаях разные по интервальному составу. Данный случай, все же, редок.

III. Структурная сторона вопроса.
Какие ноты брать в буквальном смысле. Выбирайте сочетания из вариантов.
Для начала попробуйте поиграть восходящие и нисходящие гаммообразные пассажи с использованием хроматических звуков, естесственно разрешающихся по ходу движения. Далее можно испольхзовать:
1. Очень хорошо прозвучит ход по разложенному септаккорду (аккорду)
2. Прекрасно звучат хроматические разрешения и любые виды опеваний любых ступеней
3. Современно звучат фрагментарные секвенции из необычных разложенных интервалов (чаще это кварта) и разложенных септаккордов.
4. Фрагменты конструктивных построений (это уже для профи). Это гаммы: тон-полутон (полутон-тон), целотоновая, хроматическая. А также более редкий случай для доминант (двойных доминант, побочных доминант септаккордов, блюзовых тоник) - разложенное арпеджио по трезвучию верхней конструкции полиаккорда.

IV. Композиционная сторона вопроса.
Здесь имеется в виду, до каких пор исполнять брейк и что в него разумно вставлять. Непрерывное движение разумно разбавлять синкопами, сбивками, цитатами и небольшими фразами (интонационными фрагментами). Тогда импровизационное соло будет и джазовым, и виртуозным, и интересным.

Продолжение следует...

Донат, поддержать ресурс

Фактура джаза