Уроки теории (курс лекций)
  • Register

Степень трансформации ладов (новые гаммы)

Посмотрел в очередной раз сайт и не нашел вот каких материалов. Частично и вскользь имеются уроки, освещающие принципы трансформации ладов, влияющие на гаммообразование в джазе. Но пора порассуждать о степенях трансформации этих самых ладов, чтобы отработать, так сказать, привычку и провести некую параллель между гармонической функцией, ладом тоники и возможной гаммой. Именно выделение гаммы и есть задача для практического применения во время импровизации. Интуитивное ощущение и предугадывание рельефа, интонации и вектора движения мелодлии импровизации спотыкается о неправильные ступени, применение которых нежелательно в прозрачных местах (акустическая сценическая практика показывает, - слышно все и музыканту сложно спрятаться за наплывы общего шума гармонии и драйва ритм секции, студийная практика это также подтверждает). Удаленные аккорды вызывают ступор у импровизатора, а джаз и славится гармоническими оборотами несколько шире трех основных функций. Стало быть, необходимо уметь ориентироваться в трансформированных ладах.
Итак, задача не из легких, - выделить некое правило для разных функций, которые имеют разные ладовые тяготения и по разному воспринимаются нашим слухом. Тем не менее, начнем выделять степени трансформации лада по признаку порядка вносимых изменений (1,2,3 ступени). Скептически настроенный музыкант сразу может возразить "одну и ту же функцию можно обыграть несколькими гаммами, т.е. с небольшой разницей в знаках". Возражение справедливое, однако, только один вариант дает неуход из тональности, а остальные подразумевают некую модуляцию либо смену лада.
Пример1,2,3.
Как будем искать? Просто. Начнем по кварто-квинтовому кругу, сначала в одном, затем в другом направлении. Что ищем? Ищем минимальные степени (1 знак), средние (2 знака) и большие степени (3 знака) трансформации лада (ионийского и параллельного ему). Хорошо, если все результаты попадут в ваши таблицы.

Admin. Каждый пользователь может подробно осветить данную тему, снабдив ее примерами. Мы в свою очередь также попробуем сделать свой урок на данном материале. Тема хорошая.

Донат, поддержать ресурс

Фактура джаза