Уроки теории (курс лекций)
  • Register

Избегать терцовых трезвучий

конструкция вертикали джаза

(jazz piano)

Немаловажной особенностью джаза является намеренный отказ от слащавости звучания, это означает не только наличие по горизонтали: мелодических перечений, подчеркивания хроматизмов, альтераций ступеней лада и использования множества неладовых ступеней в мелодии, но и особой структуры вертикали, которая даже при исполнении пары аккордов явно указывает на принадлежность к джазу. Прием этот был выработан пианистами еще в самом начале, развился всесторонне и впоследствии получил всемирное признание и применяется практически всеми подсознательно или осознанно.


Суть его сводится к следующему:

Возьмем обычный септаккорд, неважно, мажорный, минорный, доминантсептаккорд или малый минорный. По структуре своей это три терции. Взятый с основного тона что в правой руке, что в левой руке, что в обеих руках (еще раз оговорюсь – весь курс статей написан применительно к джаз фортепиано) он производит такое сладенькое слуховое впечатление, можно использовать его обращения – звучание чуть улучшилось, уже ближе к джазовому звуку. Но если хотите еще более насытить септаккорд, сделать его звучание более изысканным приготовьтесь к конструированию фактуры, со временем вы научитесь видеть гармонию именно в джазовой фактуре, предвидеть возможные параллелизмы и хроматизмы, выгодные варианты голосоведения и даже зачатки контрапункта. Но для начала нужно освоить методы построения фактуры для одного септаккорда (в ходе конструирования для улучшения задачи нам придется к базовому септаккорду присоединять еще и нону и сексту и возможно 11-ю ступень). Как видите, о блюзовой гамме еще ни слова, а у нас уже полно работы. Итак, основные методы конструкторской работы с септаккордом:

1. Фактура левой руки
2. Квартовые цепочки
3. Простейшие политональные аккорды



Продолжение следует…

Донат, поддержать ресурс

Фактура джаза